


Сотрудники ABC-RAIL завершили исследование рынка колес (ЦКК). По мнению компании, сейчас складывается долгосрочный профицит ЦКК, цены на комплектующие уже стабилизируются как для долгосрочных, так и для спотовых контрактов. «При сохранении текущего спроса на грузовые вагоны избыток колес на внутреннем рынке сохранится как минимум на ближайшие пять лет», - говорит генеральный директор компании Артур Нурмухамедов. - По нашим оценкам профицит может достигнуть 500 тыс. единиц ЦКК ежегодно. При этом год назад цена колеса достигала 105 тыс. рублей за единицу, а сейчас спотовая цена на диск не превышает 50 тыс. рублей. И это не предел”.
В 2019 году спрос первичного рынка составил 1,7 млн ЦКК. Производственные мощности российских предприятий – ЕВРАЗ НТМК и Выксунского металлургического завода -на тот момент составляли 1,4 млн ЦКК в год. Дефицит покрывался за счет импорта из Казахстана и КНР, а также вторичным рынком годных комплектующих с утилизируемых вагонов. Снижение спроса на новые вагоны влияет на рынок запасных частей. В 2020 и 2021 году потребность в колесах вагоностроительных предприятий не превысит 350 тыс. единиц в год, что в 2 раза меньше пикового спроса 2019 г. Вместе с тем, с учетом ввода дополнительных мощностей ЕВРАЗ НТМК, суммарная производственная мощность российских предприятий в 2021 году вырастет до 1,6 млн ЦКК в год, что уже превышает спрос первичного рынка. При этом на рынок поступают комплектующие с утилизируемых вагонов, их объем составляет 200 тыс. ед ежегодно. В условиях снижения издержек операторы продолжат закупки на вторичном рынке, что может еще снизить спрос на новые диски.
При текущих условиях профицит колес не стабилизируется. Сокращение погрузки массовых грузов и экономический кризис не приведут к росту грузовой базы и новому витку спроса на вагоны в ближайшее время. Снижение спроса на первичном рынке и сохранение баланса на вторичном на фоне растущего предложения ЦКК от производителей приведут к профициту предложения даже российского колеса и как следствие дальнейшему снижению цен. Без влияния регулирующих государственных органов единственный способ наращивать продажи - искать другие экспортные рынки сбыта и ждать нового цикла списания грузовых вагонов.


