Интервью с Владимиром Кудюкиным, заместителем генерального директора АО «НИИАС».
– Владимир Валерьевич, АО «НИИАС» завершило этап зимних испытаний экспериментального образца робототехнического комплекса (РТК) на железнодорожной станции Челябинск-Главный. Какова область его применения?
– Мы проводили тестирование двух модификаций РТК. Первая предназначена для отпуска тормозов грузовых вагонов, вторая – для расцепки вагонов на сортировочной горке.
В состав тестируемых комплексов входят мобильные платформы, манипуляционные роботы (один выполняет задачи по отпуску тормозов, второй расцепляет вагоны), модуль технического зрения, модуль связи и модуль безопасности.
Технологии комплексов предполагают, что роботы, перемещаясь вдоль состава, распознают необходимые элементы с использованием технического зрения и воздействуют на них при помощи соответствующих манипуляторов.
Интересно отметить, создаваемые РТК будут взаимодействовать не только между собой, но и с другими технологическими решениями: в работе использовать трёхмерные модели подвижного состава от комплексов диагностики ППСС (интегрированный пост автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях), обмениваться информацией с беспилотными локомотивами, КСАУ СП (комплексная система автоматизации управления сортировочным процессом) и другими объектами.
Новые устройства позволят убрать человека из опасной зоны, исключив влияние человеческого фактора на производственные процессы, а также ускорить обслуживание грузовых поездов на станции.
Мы разрабатываем инновационный продукт не только для России, но и в мировой практике. Робототехнические комплексы впервые используются для обслуживания грузовых вагонов, находящихся на станционных путях.
– Как проходили испытания новых комплексов и какие результаты они показали?
– Этот этап испытаний проходил в условиях уральской зимы с низкими температурами до –36° С, сильными снегопадами и, как ни странно, оттепелями. В тяжёлых условиях отрабатывались скоростные параметры, защита роботов от снега и наледи, работа оборудования безопасности.
Все системы робототехнических комплексов показали свою надёжность и успешно прошли испытания. Скорость перемещения мобильной платформы составила 5 м/с, а угловая скорость перемещения манипулятора – 75 градус/с. Системы работали безотказно, а вот нашим специалистам было нелегко переносить тяготы погоды. Испытания проходили в режиме ограниченного движения вагонов. Следующим этапом планируется перемещение комплексов на путь надвига сортировочной горки для динамических испытаний.
Текущие испытания – задел для выполнения полного комплекса мероприятий в рамках плана научно-технического развития ОАО «РЖД». Рассчитываю, что в середине II квартала мы завершим формальные процедуры и полномасштабно развернём работы в этом актуальном направлении.