АО «НИИАС» представил холдинг «РЖД» на XXIV международном салоне изобретений и инновационных технологий «Архимед», который проходил с 23 по 26 марта 2021 г. Проект Института «Система технического и коммерческого контроля состояния поездов» получил специальный приз в номинации «Лучшее изобретение в интересах дорожной отрасли».
«Для нас большая честь получить высокую оценку нашей работы и награду на таком масштабном и значимом в научном сообществе мероприятии. Безусловно, этот результат не мог быть достигнут без усилий всей команды Института. Отмечу, что участие в данном мероприятии и полученная награда — это крайне важный стимул для нашего коллектива, чтобы в дальнейшем достигать новых результатов. Уверен, что в следующем году мы также представим новые технические решения для железнодорожной отрасли» — отметил Агоп Хатламаджиян, первый заместитель директора Ростовского филиала АО «НИИАС».
Изобретение «Система технического и коммерческого контроля состояния поездов» (патент на изобретение № 2728202, приоритет 02.12.2019), (ППСС)» удостаивалось высоких наград также на выставках «INOVA» (Хорватия), «IIDC» (Гонконг) и «KIDE» (Тайвань) в 2020 г., а также «Изобретения Женева» в 2021 г. На выставке Архимед в 2021 г. была представлена система «Элемент», являющаяся функциональным развитием Интегрированного поста автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях (ППСС) и предназначенная для автоматического контроля сохранности элементов подвижного состава.
Также на выставке был представлен проект «Способ оповещения работающих на перегоне о приближении подвижного состава с ограждением места работ». Использование централизованной системы автоблокировки позволяет отказаться от сигналистов, датчиков обнаружения подвижного состава и переносных устройств ограждения, что повышает надежность оповещения работающих на перегоне о приближении подвижного состава, а также снижает расходы в целом на систему оповещения.
Третий презентованный на выставке проект — «Система децентрализованного интервального регулирования движения поездов». Алгоритмы контроля реализуются за счет связи устройств головного (модуль расчета координаты места нахождения хвостового вагона впереди идущего поезда, программный модуль контроля следования впереди идущего поезда в полном составе, блок памяти с записанной в нем электронной картой и датчики пути и скорости) и хвостового (инерциальный датчик измерений ускорений движения вагона и микропроцессор) вагонов следующих друг за другом поездов по средствам цифрового радиоканала.
«Уже более восьми лет АО «НИИАС» участвует в международной выставочной деятельности. Проекты АО «НИИАС» ориентированы на внедрение цифровых технологий в холдинге «РЖД», являясь флагманскими в сфере разработки инновационных цифровых автоматизированных систем управления движением поездов. Ежегодно изобретения АО «НИИАС» занимают призовые места в Международных конкурсах инновационных разработок, а также входят в 100 лучших изобретений России. Победа АО «НИИАС» в таком престижном конкурсе показывает эффективность работы систем научно-технического развития и управления интеллектуальной собственностью, а также способствует привлечению инвестиций в железнодорожную отрасль, внедрению инновационных технологий на железнодорожном транспорте и продвижению разработок АО «НИИАС» на мировом рынке» — сообщил Виктор Раков, руководитель Центра управления интеллектуальной собственностью АО «НИИАС».
Справочно:
Салон «Архимед» ежегодно проводится при поддержке Всемирной организации интеллектуальной собственности, Администрации Президента РФ, Международной федерации ассоциаций изобретателей, правительства Москвы. Основной целью организации и проведения салона «Архимед» является активизация изобретательской, патентно-лицензионной и инновационной деятельности, развитие рынка новых продуктов и услуг.
При оценке изобретений комиссия салона «Архимед» учитывает соответствие приоритетным направлениям развития науки и технологий, Перечню критических технологий Российской Федерации, а также федеральным и ведомственным программам технологического переоснащения наукоёмких направлений в экономике страны. Дополнительными критериями отбора является наличие высокого технологического уровня по сравнению с мировыми аналогами, оригинальность, актуальность решаемой задачи, возможность использования в производстве и ожидаемый экономический эффект.