data-caption= data-caption= data-caption=
Электронная пломба раскрывает свой потенциал

Перевозки

Электронная пломба раскрывает свой потенциал

Более чем 5-летний опыт эксплуатации электронных пломб (ЭП) доказал их эффективность и состоятельность как ключевого элемента комплексного сервиса по охране грузов и контролю за перевозками. В 2020 году российский коммерческий оператор пломбирования перешагнул рубеж в 40 тыс. навешиваний электронных пломб.

«Сейчас электронные пломбы перешагнули рамки привычного охранного сервиса. Возможность сопряжения с датчиками различного назначения, а также обширные коммуникационные возможности позволяют говорить о том, что мы имеем дело с платформой «Цифровая пломба». «Цифровую пломбу» необходимо рассматривать как единый инструмент унификации систем безопасности, логистики, правового сопровождения и контроля с применением современных средств телекоммуникации и связи», – рассказал начальник департамента по электронной технике и технологиям компании «СТРАЖ» Олег Сурганов в рамках конференции «Цифровизация транспортной отрасли: достижения, эффективность, перспективы».

Исходный сервис для электронных запорно-пломбировочных устройств – охранный, поэтому электронные пломбы применяются в комплексных системах безопасности. К примеру, они позволяют реализовать особые условия перевоза грузов через Крымский мост, а проект КСТП «Охранный поезд» уже вышел на уровень международного сервиса. «На первом этапе отработки технологии взаимодействия всех участников проекта мы проехали по территории России и Белоруссии, и представители ведомственной охраны двух стран апробировали информационные системы операторов пломбирования и имели возможность изучить эксплуатационные особенности представленных устройств», – рассказал О. Сурганов.

Платформа «Цифровая пломба» является элементом системы контроля потребительских качеств перевозимых грузов. «Уже завершено тестирование системы, в рамках которой температурные данные при перевозке скоропортящихся продуктов напрямую передаются в государственную систему ветеринарного надзора. Эта информация снимается с температурных датчиков и передается через электронные пломбы. Если мы к этому присоединим возможность передать сигнал для принятия решения в случае нарушения иных условий транспортировки груза, то мы получим новый технологический инструмент контроля за оборотом пищевой продукции», – пообещал эксперт.

Для расширения возможностей использования ЭП разработчики уже предлагают не только серийные устройства, но и перспективные разработки. Это уникальные малогабаритные устройства – их масса не более 100 г, а размер – как два спичечных коробка, при этом диаметр троса пломбы – менее 3 мм. Такое пломбировочное устройство может выступать в качестве юридически значимого источника первичной информации.

И здесь мы затрагиваем еще одну область применения электронных пломб – в рамках технологии смарт-контракта. «По нашему мнению, технология смарт-контракта способна действительно преобразовать информационный обмен в области бизнеса грузовых перевозок. Смарт-контракт – это программа, связанная с исполнением обязательств. Для запуска автоматического алгоритма программе нужны исходные данные о событии, которые должны попадать в виртуальную среду из реального мира. Электронная пломба в данном случае выступает в качестве источника первичной информации: информирует о своем местоположении (в смарт-контракте платеж в пользу одного из участников осуществляется при условии пересечении геозоны), соблюдении установленных требований перевозки (если груз был испорчен, это будет основанием для выставления штрафа), о несанкционированном вскрытии (в случае возмещения ущерба)», – объяснил О. Сурганов.

Однако, по его словам, у технологии смарт-контракта, как и у любой другой, есть ограничения. Программа не может общаться с источником данных напрямую, поэтому между ними есть специальный сервис: пломба передает все необходимые данные в базу данных, и уже с этой базой данных общается смарт-контракт. Однако важно, что именно пломба является источником первичной и доверенной информации.

Сейчас в рамках Евразийского экономического союза готовится соглашение о применении навигационных пломб на территории союза. «Очень сложно готовиться, сталкиваются позиции разных стран. Но если соглашение вступит в силу, мы получим не только инструмент в сфере таможенного регулирования (в первую очередь под контроль попадают транзитные перевозки), но и инструмент контроля в интересах любого контрольного органа, а также для целей бизнеса», – подвел итог О. Сурганов.

РЖД-Партнер