Специалисты Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) разработали несколько модулей для новой автоматизированной системы резервирования мест, продажи билетов и управления пассажирскими перевозками «Экспресс-НП», которая заменит действующую систему «Экспресс-3».
Архитектурные решения, заложенные при создании АСУ «Экспресс-3», создают ограничения для реализации процессов цифровой трансформации в области пассажирских перевозок, говорится в материале. Разработка системы «Экспресс-НП» (нового поколения) началась в 2018 году.
Программная реализация «Экспресс-НП» выполняется на базе открытого системного программного обеспечения, в среде операционной системы Unix и системе управления базами данных PostgreSQL, что должно обеспечить высокую степень независимости от аппаратной платформы и эффективную масштабируемость производительности.
Проведены работы, которые позволили создать базу данных с информацией для аналитики по пассажирским перевозкам. Специалистами создан модуль БРП (банк ресурсов и правил), в котором загружена вся нормативно-справочная информация системы, в том числе тарифы, и обеспечена ее доступность для внешних пользователей. Заканчивается создание базы данных первичных документов и финансовой отчетности. Модуль получил название КОДУПП (Комплекс обработки данных для управления пассажирскими перевозками). Дальнейшее развитие этих модулей должно позволить передать в «Экспресс-НП» все функции «Экспресс-3» и вывести её из эксплуатации к концу 2022 года.
Также в 2020 году разработан модуль «Интегратор». Его цель – обеспечение единой точки входа для всех пользователей транзакционной системы, обеспечивающей продажу проездных и перевозочных документов, услуг и формирование справочной информации для всех каналов сбыта – касс, сайтов, автоматов самообслуживания.
На первом этапе этот модуль будет единой точной входа в «Экспресс-3». Он позволит реализовать маркетинговые акции для перевозчиков. Например, предоставление скидок по определенному набору критериев или билетов с фиксированной маркетинговой стоимостью с ограничением на их количество. Для этого «Интегратор» будет определять применимость доступных маркетинговых акций к запросам пользователей, выдавать информацию пользователям о доступных акциях и формировать указание в «Экспресс-3» о том, какая скидка или фиксированная стоимость должна быть применена при оформлении проездного документа.
В дальнейшем на базе «Интегратора» будет строиться транзакционная система продажи перевозок и услуг.
В перспективе «Интегратор» позволит объединить группы проездных, перевозочных документов и услуг, связанных с поездкой одного или нескольких пассажиров. Это даст возможность обеспечить информационное сопровождение пассажиров на всех этапах поездки, применять сквозные тарифы и обеспечить развитие других цифровых сервисов для пассажиров.
Полный переход на «Экспресс-НП» с выводом из эксплуатации «Экспресс-3» планируется к 2025 году.
Система «Экспресс-3» функционирует с 2001 года и является эволюционным развитием системы «Экспресс-2», внедрение которой было начато в 1982 году.