data-caption= data-caption= data-caption=
ОАО «РЖД» рассматривает возможность строительства в Алтайском крае погранперехода в Китай

ЖД инфраструктура

ОАО «РЖД» рассматривает возможность открытия пути в Китай через западный участок границы – небольшой отрезок между Казахстаном и Монголией. Исходно преодолеть сложный гористый рельеф предполагалось путем строительства тоннелей, сейчас ОАО «РЖД» рассматривает вариант эстакады. До сих пор попытки создать короткий транспортный коридор в Китай разбивались об экономическую нецелесообразность, усугубленную техническими и экологическими сложностями.

ОАО «РЖД» рассматривает возможность строительства погранперехода на западном участке границы с Китаем – отрезке длиной 55 км между Казахстаном и Монголией, где Республика Алтай непосредственно граничит с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР, рассказал зам. гендиректора монополии Алексей Шило. По его словам, рассматриваются и другие варианты, в том числе и развитие коридоров через Казахстан и Монголию, а также предложенный Забайкальским краем переход в районе Приаргунска. Но «идеально, конечно, было бы для сети ОАО «РЖД» не концентрировать все эти пункты пропуска на Дальнем Востоке, потому что достаточно большое расстояние приходится преодолевать по БАМу и Транссибу и в целом там достаточно других узких мест». «У нас есть желание поизучать вопрос, связанный со строительством пункта пропуска в Китай из Алтая, – говорит господин Шило. – Там есть участок границы, в горной местности. Но для нас это был бы выход в Китай на самом коротком расстоянии, которое только возможно».

Топ-менеджер отметил, что тоннель обойдется очень дорого, но при строительстве железной дороги на эстакадах, «вполне возможно, что цена строительства будет окупаться теми преимуществами, которые мы получим». С Пекином вопрос пока не проговаривался, говорит господин Шило, с точки зрения топологии Китаю построить свой участок будет гораздо проще.

Вопрос короткого пути в Китай поднимался в 2000-х годах в контексте проекта газопровода «Алтай», идущего этим маршрутом. Однако из-за технических сложностей, невозможности согласовать цену с Китаем и экологических вопросов, связанных с необходимостью пересечения природного парка Укок, занимающего весь участок между границами, проект откладывался и сейчас считается менее приоритетным, чем потенциальный транзитный газопровод через Монголию. О том, что железная дорога через Горный Алтай может быть построена как часть ВСМ «Евразия», в 2017 году рассказывал Александр Мишарин, занимавший тогда должность первого вице-президента ОАО «РЖД». Предполагалось строительство тоннелей – 23-километрового китайского и 20-километрового российского.

Вместе с тем на действующих пунктах пропуска из-за введенного Китаем режима дополнительных мер эпидемиологической безопасности сохраняются сложности. За первый квартал объем перевозок сократился на 0,2%, пояснил Алексей Шило, но если в январе-феврале в преддверии китайского Нового года перевозки выросли на 7,8% и 11,8% соответственно, то в марте они упали на 15,8%, а за первые шесть дней апреля – на 18,9%. «По состоянию на утро у нас 70 поездов отставлено от движения в ожидании передачи на сопредельную территорию, – сообщает он. – В том числе 30 контейнерных поездов. Вместо 22 поездов мы в среднем в сутки передаем 13».

Тем не менее, говорит господин Шило, в перспективе количество выходов на сопредельную территорию должно будет увеличиваться. «Мы понимаем, что товарообмен будет расти, эпидемиологическая ситуация будет улучшаться. И рано или поздно мы подойдем к тому, что нужно будет построить дополнительный пункт пропуска», – полагает он.

Зам. гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук полагает, что, поскольку проект отнесен в будущее, дефицит строительных мощностей, с которыми в последнее время сталкивалось ОАО «РЖД», может уже перестать быть поводом для беспокойства. По его мнению, основной вопрос – это загрузка нового маршрута. Он полагает, что как базовый груз, скорее всего, будут рассматриваться контейнеры. Но если ориентироваться на контейнерный транзит, возникают новые вопросы, отмечает эксперт: так, возможность вывезти больше контейнеров из Китая необязательно означает, что удастся больше ввезти в Европу, где инфраструктура железных дорог ограничена.

Коммерсантъ