С 2018 года наблюдается оживление на рынке производства и закупок крытых вагонов. Если в 2016–2017 гг. объемы закупки были примерно на одном уровне, то в 2018 году они выросли на 50%, а в 2019-м было закуплено свыше 3 тыс. вагонов, что на 80% больше, чем в 2018 году. В прошлом году закупки практически достигли отметки в 5 тыс. вагонов.
Важно отметить, что увеличение объема закупок происходит на фоне сокращения грузовой базы и ставок аренды. Например, в прошлом году погрузка в крытые вагоны сократилась на 2,7%, а в 2019-м снижение составило 3,7% к уровню 2018 года. Отчасти снижение грузовой базы, перевозимой в крытых вагонах, связано с переключением грузоотправителей на контейнерные отправки. Так, по итогам 2020 года погрузка лесных грузов в крытые вагоны сократилась более чем на 10%.
В то же время отправки лесных грузов в контейнерах выросли на 5,4%. Погрузка цветных металлов в крытые вагоны сократилась на 11%, а контейнерные отправки выросли на 28,5%.
На фоне вышеперечисленного основная причина увеличения объема закупок крытых вагонов связана с уже произошедшим и ожидаемым существенным списанием в ближайшие годы. Так в 2017–2020 гг. было списано свыше 10 тыс. крытых вагонов, а в ближайшие 5 лет объем списания составит около 14 тыс. вагонов, или около 25% парка.
Стоит отметить, что обновление парка уже отразилось на среднем возрасте подвижного состава. Если в 2017 году средний возраст крытых вагонов был на уровне 16 лет, то по итогам 2020-го средний возраст составил около 14,5 лет. При этом сам размер парка остался примерно на одинаковом уровне: в 2017 году парк крытых вагонов составлял около 57,1 тыс. вагонов, а по итогам 2020-го показатель составил 57,2 тыс. вагонов.