Результаты работы вагоностроительного комплекса России за I квартал 2021 года можно оценить как довольно успешные. Несмотря на тревожные прогнозы и ожидания, производители грузовых вагонов отработали начало года с минимальным падением. На фоне сокращения спроса на универсальные полувагоны, цистерны для СУГ и химических грузов и вагоны-хопперы, рынок нащупал новые точки роста. Ими стали фитинговые и универсальные платформы и нефтебензиновые цистерны. Впрочем, по-прежнему высоким остается спрос на инновационные полувагоны, которые остаются лидерами продаж в абсолютной величине.
Конкуренция консолидирует рынок
Сокращение объемов перевозок на сети РЖД, которое наблюдается уже несколько лет, сделало рынок вагоностроения более концентрированным, хотя не менее конкурентным. По данным Объединения вагоностроителей, за январь – март 2021 года реализовано 14 685 вагонов, что всего лишь на 2% ниже уровня 2020-го за этот период (14 963 ед.). Среди реализованных за 3 месяца вагонов почти 43%, или 6311 ед., являются инновационными. Построено за I квартал 14 447 грузовых вагонов, или на 12,7% меньше, чем годом ранее.
Результаты 2020-го и начала 2021 года свидетельствуют о продолжающейся тенденции сокращения числа производителей грузовых вагонов. Крупнейшие заводы продолжают консолидировать свои доли, средние и мелкие производители фактически уходят с рынка или существуют в режиме выживания.
Так, ориентированные на выпуск традиционных полувагонов АО «Барнаульский вагоноремонтный завод», АО «Рославльский вагоноремонтный завод», АО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», АО «Новозыбковский машиностроительный завод» практически не имеют продаж. Похожая картина наблюдается и у АО «УК «Брянский машиностроительный завод» и АО «Трансмаш» (г. Энгельс), входящих в «Трансмашхолдинг», или у АО «Вагон» (Канашский вагоностроительный завод), входящего в концерн «Тракторные заводы», основной продукцией которых являются полувагоны и вагоны-хопперы. Выживать этим производителям удается только за счет небольших продаж хопперов и востребованных рынком платформ.
В то же время лидеры отрасли ПАО «НПК ОВК» и АО «НПК «УВЗ», которые предлагают собственные модели вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, продолжают консолидировать долю на рынке производства, удерживая за собой 50% реализации грузовых вагонов по итогам I квартала года.
Лидером продаж остается ОВК с 3897 ед. (это почти на 18% выше уровня сравнимого периода 2020 г.), на долю которого приходится 27% рынка. На втором месте УВЗ – 3381 ед. (-4%) и 23% рыночной доли. Третье место у АО «Алтайвагон» – 2088 ед. (-9%) и 14% рынка. Четвертое и пятое места занимают «РМ Рейл» («Рузхиммаш») – 2037 ед. (-33%), 13,9% рынка, и АО «Завод металлоконструкций» (г. Энгельс) – 1060 ед. (+33%) с 7,2% рыночной доли.
Полувагоны – вниз, платформы – вверх
Главной тенденцией рынка становится падение спроса на универсальные полувагоны на традиционных тележках. По итогам I квартала 2021 года доля инновационных полувагонов в реализации производителей составила 97%. Всего заводы продали на 11% меньше полувагонов, чем годом ранее: 5635 ед., или 38% от общего выпуска. Из них инновационных – 5494 ед. против 5432 ед. годом ранее. Практически полностью остановилась реализация глуходонных полувагонов, предназначенных для перевозки угля. Их продано за квартал всего 20 ед.
На втором месте по реализации у производителей находятся фитинговые платформы (4315 ед.) с долей в 29,3%, что больше сравнимого периода прошлого года на 32%. Общая доля платформ всех типов, по оценке ОВС, составляет 34%.
Платформы для перевозки контейнеров стали настоящей точкой роста для вагоностроителей. Напомним, что перевозки контейнеров в I квартале на сети РЖД выросли почти на 15%, а по прогнозам группы FESCO, рост контейнерного рынка в России в 2021 году составит 10%. Интересно, что для этого типа подвижного состава не особенно востребованы инновационные тележки. Вагонов на них продано всего 8%, или 343 ед. Это связано с тем, что грузы в контейнерах обычно более легкие и следуют в составе ускоренных поездов, так что эксплуатационные качества обычных тележек вполне устраивают операторов.
Фитинговые и прочие платформы в I квартале удалось продать всем производителям, способным обеспечить их выпуск. Даже аутсайдеры рейтинга положили в свою копилку продажи вагонов-платформ. Например, занимающий 6 место в рейтинге производителей за квартал Канашский вагоностроительный завод продал за 3 месяца 818 платформ, что на 29% больше результатов I квартала прошлого года. Рославльский вагоноремонтный завод реализовал 405 фитинговых и 207 лесовозных платформ, причем результат по фитингам в 2 раза выше прошлогоднего. АО «Трансмаш» (г. Энгельс) за счет продаж 298 фитинговых и универсальных платформ смог обеспечить собственную выживаемость в начале года.
На 3 месте по спросу у операторских компаний в I квартале года оказались цистерны для перевозки нефтепродуктов, продажи которых выросли в 3 раза, до 1194 ед., вместо 426 за 2 первых месяца прошлого года. Общая доля вагонов-цистерн всех типов в реализации компаний – 11%, или 1535 ед. По мнению экспертов рынка, всплеск спроса на цистерны, несмотря на сокращение объемов перевозки нефтепродуктов, связан с грядущим через 2 года массовым списанием парка цистерн по истечении срока службы.
На 4 месте – крытые вагоны, которых реализовано 1354 ед., или 9% рынка. Спрос на этот тип подвижного состава поддерживается ростом перевозок сборных грузов и интересом крупнейших операторских компаний к работе с мелкими и средними грузоотправителями.
Кроме этого, за I квартал 2021 года, по данным ОВС, выпущено 339 760 цельнокатаных колес (-6,9%), из которых 3202 ед. (+19,7%) отгружены на экспорт. Всего с учетом зарубежных поставок для нужд предприятий РФ изготовлено 390 718 цельнокатаных колес (-21,7%), из которых 115 576 ед. израсходовано для нужд грузового вагоностроения (-112,6%).
Рынок ведет себя непредсказуемо
Исполнительный директор союза «Объединение вагоностроителей» Евгений Семенов отмечает, что в I квартале рынок повел себя по иному сценарию вопреки прогнозам экспертов, сделанных в середине прошлого года. Вместо серьезного падения мы видим сохранение производственной базы грузовых вагонов на уровне предыдущего года. «Остановить данный всплеск объема производства может увеличение стоимости металлопродукции, рост которой за последний квартал в среднем составил от 20 до 50% в зависимости от сортамента», – прокомментировал он.
Михаил Бурмистров, генеральный директор «Infoline-Аналитика», считает, что объемы начала года были сохранены благодаря мерам господдержки, и в первую очередь факторинговой программе, которая была распространена на железнодорожный подвижной состав и поддержала сегмент полувагонов.
Прогнозируя выпуск фитинговых платформ, М. Бурмистров отметил, что в этом году их произведут в рекордном за всю историю России количестве. По данным эксперта, мощности производства фитинговых платформ, особенно длиннобазных, у всех основных производителей законтрактованы до конца года, а в некоторых случаях договоры заключаются и на 2022 год. «Я не исключаю, что объемы их производства будут сопоставимы с объемом производства полувагонов, чего также никогда не было», – заявил он.
М. Бурмистров также называет рост цен на металл главным риском вагоностроительного бизнеса в 2021 году.
«Многие заводы проконтрактовались в IV квартале 2020 года или I квартале этого, а в условиях роста цен на металл они стремительно теряют маржинальность. Вагоностроители не могут повышать цены в рамках действующих контрактов, но вынуждены повышать цены на новые заказы, которые становятся слишком низкомаржинальными. Поэтому ценовые ножницы вагоностроителей являются главным фактором возможного снижения объемов выпуска в этом году», – поделился видением ситуации эксперт.
Советник генерального директора «Уралвагонзавода» Станислав Золотарев видит ситуацию года более критично. По его мнению, высокие объемы выпуска вагонов в I квартале связаны с ажиотажным спросом на вагоны в условиях роста цен на металл. Компании торопятся купить вагоны по более выгодным условиям, но с августа 2021-го спрос на них может снизиться до минимума.