По данным ИПЕМ, несмотря на общий спад перевозок лесных грузов, фиксируемый с 2018 года, объем их транспортировки по сети ОАО «РЖД» в контейнерах растет. На фоне государственного стимулирования повышения глубины переработки лесной продукции и, соответственно, повышения требований к условиям транспортировки институт ожидает сохранения данного тренда.
О предпосылках этих тенденций и прогнозах до 2025 года рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук на VI конференции «Рынок леса и пиломатериалов России».
«В 2012-2020 годах основная доля перевозок лесных грузов приходилась на круглые лесоматериалы (в 2020 году – 63%) и пиломатериалы (22%), - сообщил эксперт института. - Пиковые объемы как леса, так и общей погрузки были достигнуты в 2018 году. Последовательное повышение пошлин на экспорт круглых лесоматериалов оказало существенное влияние на структуру перевозок лесных грузов и спрос на подвижной состав».
Так, в 2012-2020 годах на 10,7% сократились объемы перевозки на платформах и на 18,7% в полувагонах, в то время как перевозки в прочих вагонах увеличились на 29,5%. За этот же период объемы перевозки лесных грузов в контейнерах вырос в 4 раза, в том числе за счет роста перевозок пиломатериалов (в 7,2 раза), а также фанеры и шпона (в 2,6 раз).
«Увеличение глубины переработки лесных грузов повышает и требования к условиям их транспортировки, особенно это касается обработанной древесины, чувствительной к перепадам влажности и температуры, поэтому озвученные тенденции будут сохраняться и дальше, как минимум до 2025 года, - пояснил Владимир Савчук. - По нашим прогнозам, в 2021 году перевозка лесных грузов в контейнерах вырастет не менее чем на 5,9%, в то время как погрузка лесных грузов на экспорт снизится на 1,2%, а парк платформ для перевозки лесоматериалов снизится на 4%».