Уменьшение объемов вагоностроения привело к снижению потребности в крупном вагонном литье (КВЛ) и как следствие –профициту мощностей. О текущей ситуации и прогнозах рынка мы поговорили с генеральным директором крупнейшего снабженческого подразделения холдинга «РЖД» в части материально-технического обеспечения, поставки подвижного состава и реализации запчастей для грузовых вагонов – АО «ТД РЖД» – Оксаной Кузьмичевой.
– Оксана Петровна, насколько запчасти крупного вагонного литья доступны сейчас на рынке?
– В настоящее время на рынке России наблюдается профицит запчастей крупного вагонного литья. Прежде всего это связано с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой и мерами, принятыми по борьбе с распространением COVID-19. В сегменте грузовых перевозок в I квартале 2020 года отмечалось снижение грузооборота, которое продолжилось в течение года.
Негативная динамика снижения погрузки и доходности оперирования подвижным составом (снижение ставки аренды полувагонов в РФ в течение прошлого года составило 44%) отрицательно сказалась на рынке вагоноремонта, сократился объем ремонта грузовых вагонов, тем самым потребность в б/у деталях у вагоноремонтных компаний также снизилась. В связи с профицитом вагонов компаниям-перевозчикам экономичнее направить вагоны, требующие замены крупного вагонного литья, в отстой. Для сравнения: в I квартале 2021 года было отремонтировано вагонов на 14% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
– Изменилась ли в 2021 году по сравнению с 2020-м потребность в деталях крупного вагонного литья со стороны операторских компаний по части ремонта?
– По итогам I квартала 2021-го мы отмечаем почти двукратный рост потребности в деталях крупного вагонного литья на рынке к аналогичному периоду прошлого года.
– По оценкам экспертов Минпромторга России, потребность рынка нового крупного вагонного литья РФ в 2021 году оценивается в диапазоне от 55 до 60 тыс. Конкурирует ли по качеству в настоящее время новое литье с литьем б/у, которое генерируют вагоноремонтные компании после ремонта и утилизации старых вагонов?
– Дефицит нового крупного вагонного литья в 2018–2019 гг. привел к массовому переходу на б/у КВЛ, это связано с тем, что стоимость б/у крупного вагонного литья при сохранении своих потребительских качеств в среднем на 20% дешевле нового. В связи с отсутствием спроса стоимость рамы боковой (1–5 лет) на вторичном рынке комплектующих для грузовых вагонов снизилась на 31% к уровню начала года, балки надрессорной (1–5 лет) – на 32,35%.
– В начале февраля РФ запретила ввоз с Украины некоторых видов железнодорожной продукции, в том числе литых боковых рам и надрессорных балок для вагонных тележек. Возник ли дефицит отдельных частей вагонного литья после введения запрета?
– Дефицита запасных частей вагонного литья в связи с запретом на ввоз продукции с Украины не наблюдается главным образом в связи с тем, что доля украинской продукции на нашем рынке была несущественная. В то же время можно отметить, что запрет, возможно, окажет влияние на рост потребности в б/у КВЛ, так как цена б/у литья более конкурентная, чем нового крупного вагонного литья.