На полигоне Московской магистрали реализован мультифункциональный проект бережливого производства «Оптимизация затрат на обточку поверхности катания бандажей колёсных пар электропоездов «Ласточка». Сумма фактически полученного экономического эффекта составила 4,8 млн руб. в год.
Как рассказал начальник производственно-технического отдела Московской дирекции скоростного сообщения Максим Терегулов, в рамках работы регионального проектного офиса Дирекцией скоростного сообщения совместно с Московской дирекцией управления движением в 2021 году были реализованы мероприятия по мультифункциональному проекту бережливого производства «Оптимизация затрат на обточку поверхности катания бандажей колёсных пар электропоездов «Ласточка».
С момента запуска Московского центрального кольца (МЦК) специалистами дирекции была отмечена тенденция одностороннего износа бандажей колёсных пар электропоездов ЭС2Г «Ласточка», в том числе по браковочным параметрам: разница диаметров бандажей одной колёсной пары, толщина и износ гребня бандажа, остроконечный накат гребня бандажа.
«Ласточки» курсируют на МЦК по кругу, поэтому одна сторона колеса подвержена износу больше другой. Восстановление профиля бандажей колёсных пар электропоездов приписного парка дирекции осуществляется на токарном станке Hegenscheidt в моторвагонном депо на станции Подмосковная. Затраты на обточку каждой колёсной пары электропоезда определены договором, заключённым между компаниями «РЖД» и «Сименс АГ». При этом цена обточки одного цельнокатаного колеса немоторной или моторной тележки в 2021 году составляет 58,5 евро за каждую колёсную пару при уменьшении диаметра одного колеса на 1 мм. Объём и стоимость работ по обточке колёсных пар определяется по каждому случаю отдельно.
Рабочая группа, в состав которой вошли представители дирекции, станции Подмосковная, станции Манихино-1 и Московско-Смоленского центра организации работы железнодорожных станций, предложила к реализации проект «Оптимизация затрат на обточку поверхности катания бандажей колёсных пар электропоездов «Ласточка». Целью проекта стала организация производства работ по развороту электропоездов на участке станция Подмосковная – станция Манихино-1 – станция Манихино-2 – станция Лукино – станция Манихино-1 – станция Подмосковная Московской дирекции управления движением.
В период реализации проекта рабочая группа определила ежесуточную потребность разворота электропоездов ЭС2Г, разработала и утвердила в Центральной дирекции управления движением отдельную нитку хозяйственных поездов. Теперь, чтобы не допустить одностороннего стачивания колеса, электропоезда разворачиваются (ставятся) в обратном направлении. За счёт такого решения в организации движения подвижного состава удалось достигнуть равномерного износа колёсной пары.
Процесс разворота электропоездов позволил обеспечить поочерёдную нагрузку на оба бандажа одной колёсной пары, тем самым сократить количество обточек по браковочным параметрам.
При защите совместного с Дирекцией управления движением мультифункционального проекта в региональном проектном офисе Московской дороги годовой экономический эффект в размере более 4,8 млн руб. был подтверждён.
Напомним, что это не первый проект бережливого производства, реализованный на Московском центральном кольце. Так, в прошлом году хороший эффект был получен от мультифункционального проекта «Снижение потерь в Московской дирекции управления движением за счёт изменения технологии работы на железнодорожных станциях Московского центрального кольца». Он стал вторым этапом изменения технологии работы станций Малого кольца МЖД и позволил изменить технологию работы станций Канатчиково, Кожухово, Серебряный Бор, Владыкино-Московское, Ростокино, Белокаменная, Черкизово, Лефортово Московско-Курского центра организации работы железнодорожных станций в режиме диспетчерского управления (без дежурного по станции).
В результате за счёт передачи поездному диспетчеру управления стрелочными переводами и сигналами станции произошло увеличение производительности труда работников хозяйства перевозок, сокращение эксплуатационных расходов по фонду оплаты труда, создание единого календарного графика обслуживания устройств инфраструктуры в границах Малого кольца. По результатам этой работы экономический эффект от реализации этого проекта составил 18 млн 433 тыс. руб.