Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по состоянию на 1 апреля 2021 года обнародовало данные о крушениях на железнодорожной сети. В них указывается, что причинами происшествий были как неудовлетворительное состояние вагонов, так и содержание путевого хозяйства.
Госжелдорнадзором отмечен рост рисков в группе факторов R1 (несоблюдение правил текущего содержания железнодорожного пути): количество сходов подвижного состава и крушений поездов в связи с этим показателем в I квартале текущего года по сравнению с 2020 годом увеличилось на 30,8%.
Также зафиксирована тревожная ситуация по фактору R7 (излом рельса под железнодорожным подвижным составом): количество резонансных аварий выросло в 1,7 раза. Заметим, что в I квартале 2019 года инцидентов, произошедших по этой причине, практически не было.
Вместе с тем отмечен и рост рисков по фактору R4 (частота изломов деталей тележки грузового вагона), из-за него количество сходов и крушений выросло в 3,8 раза. А если сравнивать с тем же месяцем 2019 года – рост в 4,6 раза.
Суммарно повреждено 127 ед. подвижного состава. Из них ремонту не подлежали 102 ед. Работоспособность остального искореженного подвижного состава в дальнейшем можно было восстановить.
ДТП на переездах
Про указанные первые два из перечисленных факторов (R1, R7) в ОАО «РЖД» пока предпочли не давать пояснений. В холдинге обратили внимание только на рост рисков по факторам R4 и R8 (нарушение водителем правил дорожного движения на железнодорожном переезде).
В первом случае прежде всего было обращено внимание на несоблюдение правил использования подвижного состава его собственниками и необходимость ужесточения контроля за состоянием парка. При этом не упоминалось, что по фактору R2 (несоблюдение правил ремонта железнодорожного подвижного состава) наблюдалось заметное улучшение в течение последних трех лет (количество происшествий из-за этого фактора снизилось в I квартале 2021 г. по сравнению с I кварталом 2019 г. на 32,5%).
Так что по крайней мере за состоянием вышедшего из ремонта подвижного состава его собственники все-таки неплохо следят. Всегда ли вовремя отправляют вагоны в ремонт? Ну, тут следует указать, что выбраковку парка осуществляют осмотрщики на станциях. А в ОАО «РЖД» их количество оптимизировали… Очевидно, в такой ситуации и монополии следовало бы больше внимания уделять контролю качества процедур осмотра вагонов на станциях.
Ломаются не только рельсы, но и литье вагонов
Что касается фактора рисков R2, то и тут не все нюансы выглядят очевидными. С одной стороны, действительно, рост по этому фактору по сравнению с прошлым годом девятикратный.
Правда, при этом не стоит сбрасывать со счетов, что весной 2020 года уже действовали ограничения на автоперевозки из-за пандемии. Поэтому показатель R8 в I квартале 2020-го улучшился. И это никого не удивило. На некоторых железных дорогах просто приписали это в заслугу себе.
Но вот как только движение по автотрассам восстановилось, количество происшествий на железнодорожных переездах превысило доковидный уровень.
Конечно, не следует снимать ответственности с водителей автотранспортных средств за ДТП. Однако последнее обстоятельство заставляет задуматься и о содержании железнодорожных переездов: ну с чего бы это аварий на них стало чуть ли не втрое больше, чем в доковидный период?
Правда, как отметили в Росжелдорнадзоре, вреда жизни и здоровью людей в результате последствий транспортных происшествий на переездах по состоянию на 1 апреля 2021 года зафиксировано не было. Это снижает в классификации надзорного ведомства степень опасности рисков из-за роста событий по фактору R8.
Изломы рельсов по пути на восток
Остается обратить внимание на то, что в I квартале текущего года достаточно много инцидентов было зафиксировано на Восточном полигоне. Причем среди причин упоминались изломы рельсов.
В частности, 06.02.2021 г. на Забайкальской железной дороге был допущен сход 17 грузовых вагонов с углем. Причиной происшествия было названо несоблюдение заводом-изготовителем АО «ЕВРАЗ ЗСМК» требований пп. А п. 23 ст. 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011), п. 2.1 и табл. 1 Условий гарантии на железнодорожные рельсы и порядка рекламационно-претензионной работы по гарантийным случаям, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 23.05.2014 г. № 952р, в части необеспечения безотказной работы рельса в период гарантийных обязательств.
16.02.2021 г. на Красноярской железной дороге произошел сход 26 вагонов опять-таки с углем. Причиной транспортного происшествия явилось несоблюдение заводом-изготовителем АО «ЕВРАЗ ЗСМК» требований пп. А п. 23 ст. 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (TP ТС 003/2011), п. 2.1 и табл. 1 Условий гарантии на железнодорожные рельсы и порядка рекламационно-претензионной работы по гарантийным случаям, утвержденных распоряжением ОАО «РЖД» от 23.06.2016 г. № 952р, в части необеспечения безотказной работы рельса в период гарантийных обязательств.
По результатам расследования в отношении АО «ЕВРАЗ ЗСМК» проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой 35 должностных лиц АО «ЕВРАЗ ЗСМК» привлечены к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ и одно должностное лицо – по ст. 11.16 КоАП РФ.
Вопросы по содержанию пути
Однако причины аварий кроются не только в качестве рельсов, но и в содержании пути. Об этом свидетельствуют два других эпизода.
08.03.2021 г. на ЗабЖД произошел сход 19 вагонов опять-таки с углем. Причиной происшествия явилось нарушение работниками Забайкальской дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» п. 1 Приложения № 1 к Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ (ПТЭ) в части несоответствия пути по прочности, устойчивости и состоянию, при котором обеспечивается безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
По результатам расследования центральным аппаратом Госжелдорнадзора в отношении Забайкальской дирекции инфраструктуры проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой пять должностных лиц ЗабЖД привлечены к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ.
16.03.2021 г. на Южно-Уральской железной дороге сошли с рельсов 19 вагонов. Причиной транспортного происшествия явилось нарушение изготовителем композитных накладок АпАТэК п. 17 гл. IV ПТЭ в части несоответствия сооружений и устройств железнодорожного транспорта требованиям правил и норм, регулирующих отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта (нарушение п. 8.2. стандарта отрасли ОСТ 32.169-2000). Накладки неплотно прилегали к изолирующим стыкам, что нарушило нормы, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 10.01.2020 г. № 11/р, в части необеспечения безотказной работы композитных накладок АпАТэК в период гарантийного срока службы.
По результатам расследования одно должностное лицо Южно-Уральской дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ. В отношении Златоустовской дистанции пути Южно-Уральской дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Уральским УПЖДН проводится внеплановая документарная проверка. Ранее в СМИ опубликовано расследование, в котором описывается некачественное обслуживание инфраструктуры на ЮУЖД.
Как рассказал начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Уральской транспортной прокуратуры Юрий Гавриловский, большинство из более чем 100 происшествий связаны с отцепкой вагонов в пути следования из-за нагрева букс. Однако есть случаи нарушения работниками ОАО «РЖД» ПТЭ и технические недостатки элементов верхнего строения пути.
А при опросах сотрудников ЮУЖД выяснилось, что на сети железнодорожники, случается, скрывают часть аварийных происшествий для улучшения статистики.
Остается добавить: в пределах Дальневосточной железной дороги дирекция инфраструктуры создала рабочую группу по изучению воздействия на путь вагонов повышенной грузоподъемности. При этом в поле зрения попал подвижной состав с тележкой 25 тс. И поводом для всего этого послужила, очевидно, ситуация со сходами вагонов с углем в I квартале текущего года на восточном направлении, поскольку к нему тяготеет использование вагонов повышенной грузоподъемности.