data-caption= data-caption= data-caption=
ОЭЗ и ТЛЦ помогут загрузить Куйбышевскую железную дорогу

Перевозки

 

Куйбышевская железная дорога возлагает большие надежды на рост погрузки благодаря развитию особых экономических зон (ОЭЗ), индустриальных парков и строительству транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в регионе.

Как сообщил начальник дороги Вячеслав Дмитриев, в ближайшие 3 года перед Куйбышевской магистралью стоит задача увеличения погрузки на 13%, с 66 млн до 77 млн т грузов, и подобные инвестиционные проекты могут стать одним из драйверов роста погрузки.

При этом развитие таких проектов требует строительства новой железнодорожной инфраструктуры, что, в свою очередь, вынуждает власти, резидентов и ОАО «РЖД» искать механизмы обоюдной защиты от рисков. «Что должно быть первым – курица или яйцо? Аналогичный вопрос, по сути, стоял между ОАО «РЖД» и нашими резидентами. РЖД готовы были построить дорогу и сделать это быстро, но кто по ней поедет? Потенциальные резиденты тоже готовы быстро построить свой завод, но как они вывезут грузы без железной дороги? Так что риски были с обеих сторон», – рассказал о собственном опыте генеральный директор АО «ОЭЗ «Тольятти» Сергей Андреев. В рамках проекта развития железной дороги в связке с ОЭЗ планируется построить ветку протяженностью 14 км, которая соединит местную станцию Куйбышевской железной дороги с ОЭЗ, а также пройдет непосредственно по инвестиционной площадке. Дорога позволит перевозить 1,4 млрд т грузов в год.

Есть и перспективы дальнейшего роста, ведь особая экономическая зона – это быстро и дешево для инвестора. «Здесь уже решены все вопросы с землей, готова инфраструктура для развертывания производственных проектов. Это при строительстве может сэкономить до 20–30% стоимости. Причем оформить землю можно в течение месяца. Кроме того, в ОЭЗ самая оптимальная система преференций по налогам и таможенным сборам», – рассказал С. Андреев. Все это продолжает привлекать резидентов.

В случае с обозначенной ОЭЗ государство взяло на себя функцию защиты как РЖД, так и резидентов от рисков: было составлено концессионное соглашение. Новый объект транспортной инфраструктуры будет построен на средства РЖД, после чего оформлен в собственность Самарской области. «Регион гарантирует РЖД, что они получат необходимую доходность независимо от наличия грузов», – пояснил С. Андреев. Благодаря концессии 1 тыс. га земель было обеспечено железнодорожной инфраструктурой, из них около 60% принадлежит ОЭЗ, а остальное – АО «АвтоВАЗ».

Подобные формы сотрудничества необходимо тиражировать и обсуждать, заявил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Алексей Шило. Их ценность для железной дороги, по мнению А. Шило, заключается в защите интересов обеих сторон через связывающие взаимные обязательства, четко прописанные в заключаемом договоре. В. Дмитриев также отметил, что подобные проекты позволяют строить планы по открытию ранее законсервированных станций. «Станция Тольятти изначально обслуживала советский АвтоВАЗ. И там составы шли не хуже, чем нефтеналив сегодня. Но на текущий момент половина станций законсервирована. И мы рассчитываем, что грузы, идущие с ОЭЗ, помогут восстановить ст. Тольятти в том виде, какой она была в лучшие времена»,  пояснил В. Дмитриев.

Как стало известно со слов губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, строительство железнодорожного пути, который протянется от вокзала Автозаводского района до ОЭЗ «Тольятти», планируется завершить на год раньше – в текущем году. Также вскоре планируется приступить к реализации проекта ускоренного железнодорожного сообщения между Самарой и Тольятти. «Рассчитываю на поддержку федерального правительства, куда мы заявили этот проект. Пока преждевременно говорить, но очень внимательно отнеслись к нашему предложению, уверен, что совместно с РЖД мы убедим правительство поддержать проект», – сказал Д. Азаров, отметив, что сроки реализации проекта пришлось сдвинуть из-за пандемии.

На заключение концессии надеются и в индустриальном парке «Уфимский». Артем Пензин, директор управляющей компании индустриального парка, призвал ОАО «РЖД» к диалогу по этому вопросу. «На нашей территории зарегистрировано 19 компаний, построено 3,8 км железнодорожных путей, объем грузоперевозок составляет около 1 млн т-км. Сейчас реализуется крупный нацпроект поддержки предпринимательства, в рамках которого также ожидается увеличение грузооборота. В ближайшее время он может вырасти до 1,5 млн т-км. Поэтому появляется потребность в развитии железных дорог, соединяющих парк с магистральными линиями. Мы уже приходили в ОАО «РЖД» с предложением о концессионном соглашении, сейчас ведем переговоры», – сказал он.

При этом все проекты, которые инициируются частным бизнесом, а государство в них выступает как некий гарант, безусловно, требуют глубокой проработки. К примеру, заместитель министра экономического развития и инвестиций Самарской области Алексей Ильметов рассказал о сложностях доработки концепции ТЛЦ «Самарский» (она, кстати, включена в федеральный проект по развитию ТЛЦ). Ключевая идея – создать условия максимального удобства и технологичности для грузоотправителей, чтобы им было удобно консолидировать и перегружать грузы. И один из ключевых вопросов проекта – прогноз грузопотока, который ляжет в основу загрузки мощностей этого центра. «Многое зависит от того, кто будет оператором логистической и складской части, будет ли организована таможенная зона, бондовые склады и т. д. При этом мы стремимся максимально эффективно использовать уже имеющиеся активы (к примеру, близость федеральной трассы, наличие портовых мощностей и т. д. в городе Сызрани) и ожидаем, что к концу года увяжем все данные», – рассказал А. Ильметов.

В. Дмитриев отметил, что местоположение ТЛЦ «Самарский» находится рядом с крупнейшей сортировочной станцией Куйбышевской железной дороги неслучайно. Необходимо, чтобы любые операции были в зоне доступности соединительного пути, подчеркнул он.

Только кажется, что все это разрозненные инвестиционные проекты, отметил А. Шило. На деле они связаны, причем связаны через железную дорогу. «И если эта связность есть, со стороны железной дороги будут технологии, которые будут ее обеспечивать», – подчеркнул представитель ОАО «РЖД».

Источник: РЖД-Партнер