data-caption= data-caption= data-caption=
Дефицит вагонов стал осязаем

Перевозки

 

Критерий Индекса «удовлетворенность наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве» в I квартале 2021 года стал один из лидеров падения. Он был оценен респондентами на 74 балла по 100-балльной шкале и по сравнению с предыдущим периодом уменьшился на 5 пунктов.

В I квартале среди опрошенных лишь единицы говорили об обеспечении того или иного типа подвижного состава под погрузку на приемлемом уровне. «Крытых вагонов более-менее хватает, по крайней мере меньшей кубатуры (122 куб. м). Большой кубатуры (138 куб. м) по-прежнему найти сложно, если бы они были, то и 100 баллов поставили бы», – добавил другой отправитель. Впрочем, кто-то объяснял наличие свободного парка тем, что у клиентов упали объемы погрузки и часть парка стоит.

Были, правда, сложности в нахождении подвижного состава по оптимальной цене. Кроме того, не всегда поданные вагоны оказывались пригодными для отгрузки на экспорт.

Локальный дефицит начался уже весной, при этом, по прогнозам респондентов, в II квартале станет еще хуже. «Мы работаем с полувагонами. Удовлетворенность наличием парка к концу I квартала снизилась на 30%», – сообщил один из отправителей. Другой представитель горно-перерабатывающего комбината также подтвердил, что не хватает полувагонов, крытых и хопперов. «Где-то 20–30% от нашего объема отгрузки (нестабильный объем) вынуждены усиленно искать подвижной состав», – добавил он.

Не хватает грузовладельцам и специализированного подвижного состава, в частности, под химические грузы. 1 января 2021 года на сети была выпущена телеграмма, разрешающая перевозку в непрофильных цистернах, соответственно спрос на них резко вырос. Отдельным предприятиям в такой ситуации пришлось закупить собственные цистерны.

Неожиданный рост спроса на рынке автопрома также вызвал снижение уровня удовлетворенности наличием вагонов-автомобилевозов. «Стояло 100% в IV квартале прошлого года, но будем снижать до 90%. Запросов на перевозку объективно больше, чем в предыдущем периоде. Ситуация изменилась. Хотя в ближайшем будущем не исключен и глобальный обвал в нашем узком сегменте, – делится представитель автопрома. – Сейчас покупка автомобилей во всей стране взлетела вверх, потому что все, у кого сохранились деньги, хотят их направить на покупку автомобиля или недвижимости. Очень похоже на май 2008 года: тогда также не хватало вагонов, хотя парк автомобилевозов был в 2 раза больше. А потом произошел резкий обвал – и сейчас пузырь может лопнуть с непредсказуемыми последствиями». По его мнению, авторынок может просесть в том числе и из-за того, что сейчас автомобильные заводы испытывают нехватку комплектующих из-за недостатка контейнеров за рубежом.

Традиционно в самом тяжелом состоянии опять оказались представители сегмента строительных грузов. Рынок грузовладельца просуществовал для них совсем недолго.

«При профицитном в целом рынке мы были вынуждены разорвать контракты на отгрузку – расторгли все апрельские спецификации на вагоны. Их просто нет. На середину апреля на карьере стояло 12 бракованных вагонов. И все. А у нас заявка на 2 тыс. вагонов. Отправить удалось 300. Еще 100 в пути… Поэтому оценка – 0», – подытожил респондент.

Справочно: Индекс качества – ежеквартальное исследование журнала РЖД-Партнер по оценке потребителями качества продуктов и услуг, ценовой политики, дополнительных сервисов и специальных предложений на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом.
По результатам анкетирования проводится расчет индекса общего уровня удовлетворенности качеством услуг на основе среднего арифметического (простого). Данным индексом обобщаются мнения респондентов по критериям, относящимся к качеству сервиса, оказываемого клиентам железнодорожного транспорта.

В исследовании принимают участие 100 респондентов. Сбор данных выполняется в форме анкетирования и интервьюирования.
В рамках проведения исследования сформирована экспертная группа, задачей которой является анализ прозвучавших мнений и наблюдаемых тенденций.

Источник: РЖД-Партнер