data-caption= data-caption= data-caption=
Проблема использования контрафактных запасных частей и меры противодействия

Вагоны

Андрей Шевцов, заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер АО «ФГК», о мерах противодействия использования контрафактной продукции в вагоноремонтной отрасли.

 

 

– Андрей Мухамедович, проблема использования контрафактных запасных частей на операторском рынке не нова, многие компании пытаются предложить свои решения уже не первый год. Что конкретно удалось сделать вашей компании?


– Действительно, теневой рынок запчастей грузовых вагонов образовался в начале 2000-х годов, фактически с момента появления первых частных грузовых вагонов. И с тех пор от последствий деятельности его участников страдают все – и ОАО «РЖД», и собственники вагонов, и грузовладельцы: никто не застрахован от аварий при комплектации вагонов некачественными деталями, а тем более непоправимый вред наносит использование уже забракованных запчастей. При трещинах, как бы некоторые «умельцы» ни пытались их скрыть, появляется со временем излом оси колёсной пары – и дальше это стопроцентное транспортное происшествие с далеко идущими последствиями.


Для нас обеспечение безопасности движения, в том числе в части исключения рисков эксплуатации бракованных и контрафактных запасных частей, – вопрос принципиально важный. АО «ФГК» совместно с Управлением вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» подошли к решению проблемы системно. Наша компания с 2017 года проводит регулярный анализ браковки запчастей, сданных в металлолом, в том числе осей колёсных пар. Благодаря этой работе нами выявлены случаи, когда забракованные и сданные в металлолом оси колёсных пар собственности АО «ФГК» эксплуатировались под вагонами других собственников.

Совместно с Управлением вагонного хозяйства проведён ряд мероприятий с привлечением Ространснадзора по предотвращению установки частными вагоноремонтными компаниями забракованных нами колёсных пар под вагоны других собственников. Управление вагонного хозяйства в целях защиты инфраструктуры от повышенного риска возникновения транспортных происшествий, связанных с наличием в комплектации вагонов потенциально опасных колёсных пар, направило на сеть телеграфное указание об отстановке от движения вагонов, укомплектованных колёсными парами, ранее забракованными в ходе проведения ремонта.

– А есть какие-то оцифрованные результаты принятых мер?


– Да, конечно. Например, приведу статистику ОАО «РЖД» за I квартал текущего года: благодаря установлению в информационных системах холдинга барьерных функций предотвращено попадание на инфраструктуру после проведённого ремонта 2816 ранее забракованных колёсных пар и 158 исключённых из эксплуатации.

– Какие ещё меры требуются для предотвращения мошеннических схем?


– Системный подход к решению этой проблемы подразумевает и меры по исключению рисков установки и реализации контрафактных колёсных пар, в том числе забракованных. Сегодня организовано предоставление вагоноремонтными предприятиями вместе с комплектом документов на ремонт грузового вагона справки 2735, подтверждающей браковку данных деталей, а также фотоматериалов, свидетельствующих о нанесении неустранимых дефектов. Также в рамках взаимодействия АО «ФГК» и Управления вагонного хозяйства в части защиты инфраструктуры ОАО «РЖД» от возникновения транспортных происшествий направлена совместная телеграмма об обязательном нанесении неустранимых дефектов на забракованные и признанные неремонтопригодными оси для исключения возможности их дальнейшей эксплуатации.


Мы в АО «ФГК» согласовали со всеми контрагентами, производящими плановые и текущие отцепочные виды ремонтов, схему и порядок нанесения неустранимого дефекта. Специалистами компании при приёмке документов за отремонтированные вагоны проверяется обязательное наличие фото надреза с определением правильности его выполнения, а также подтверждающих документов об исключении колёсной пары и причинах её исключения.

– Вы считаете, этот комплекс мер поможет радикально решить проблему?


– Со своей стороны мы предоставляем исчерпывающие данные: при выявлении сомнительных деталей направляем информацию в ОАО «РЖД». Информационное взаимодействие всех заинтересованных сторон очень важно, и проводимая совместная работа ОАО «РЖД» и АО «ФГК» должна стать примером для других владельцев и операторов подвижного состава, а также предприятий, осуществляющих его ремонт. Только такой подход будет способствовать как снижению рисков транспортных происшествий, так и повышению уровня эффективности перевозочного процесса для всех его участников.

Источник: Гудок