По данным Росстата, за 4 месяца 2021 года произведено 20,6 тыс. вагонов. Прирост составил 5,6% по отношению к 2020-му, но этого недостаточно, чтобы приблизиться к показателям 2019 года. Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук считает, что высокий процент, скорее всего, связан с низкой производственной базой прошлого года.
«Есть нюансы в динамике. В апреле – мае 2020 года некоторые заводы фактически встали из-за ограничений пандемии, что очень сильно уронило объемы производства. Поэтому показатели 2021 года сравниваются с низкой базой, и проценты выпуска будут достаточно серьезно превышать 2020-й. Достигнут ли они показателей 2019 года? По нашим оценкам, это маловероятно», – рассказал В. Савчук.
Объемы производства в I полугодии значительно лучше, чем прогнозировали специалисты ИПЕМ в конце 2020 года, – 43–48 тыс. вагонов. По мнению В. Савчука, цифры должны быть пересмотрены. В II полугодии сильное влияние на производство окажет рост цен на металл.
Что касается выпуска инновационных полувагонов, то по итогам 4 месяцев 2021 года их доля в общем объеме составляет 98%, при этом обычные полувагоны почти не производятся.
«Да, мы знаем, что у нас есть профицит полувагонов на рынке, тем не менее производители их выпускают и отдельные компании их покупают. Скорее всего, это связано не только с объективным рыночным спросом, но и с определенными административными воздействиями на локальный сектор», – считает В. Савчук.
По расчетам ИПЕМ, в текущем году можно ожидать рост погрузки на уровне 2,4–3,1% по отношению к 2020-му. При позитивном сценарии 3,1% – это даже превышение показателей 2019 года. В. Савчук считает, что есть объективные факторы, позволяющие их догнать.
«Это будет зависеть не только от стройматериалов, которые занимают 9% погрузки, но и от каменного угля. Все, что можно перевезти на Дальний Восток, перевезут, но остается вопрос погрузки через Северо-Запад и Юг. Пройдет ли также восстановительный рост? От этой динамики многое зависит», – отметил эксперт.
Источник: РЖД-Партнер