По итогам прошлого года объем лесозаготовок в России достиг примерно 220 млн куб. м, что соответствует уровню 1990 года. Такая тенденция объясняется политикой государства, направленной на ограничение вывоза ценного «кругляка» с помощью планомерного повышения вывозных таможенных пошлин: в 2020 году они достигли заградительной величины 60%, в 2021 году составили 80%, а с 1 января 2022 года в России будет действовать запрет на вывоз круглого леса за рубеж.
Новые правила призваны прекратить бесконтрольную продажу необработанной древесины за границу, увеличить объемы лесопереработки внутри страны и повысить добавленную стоимость экспорта.
ЛЕС ВЫБИРАЕТ КОНТЕЙНЕР
Суровые реалии побуждают многие компании обращать особое внимание на внутреннюю эффективность своего предприятия, снижать транспортные издержки.
Несмотря на негативный тренд в железнодорожной отрасли последних лет, с 2012 по 2020 год объемы погрузки лесных грузов по железной дороге выросли на 12,3%, а их доля в общей погрузке на сети РЖД увеличилась до 3,3%, сообщил заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук, выступая на VI конференции «Рынок леса и пиломатериалов» (организатор – «MAXConference»). За указанный период существенно изменилась структура перевозки лесных грузов по родам вагонов. Так, на 10,7% сократились объемы перевозки на платформах и на 18,7% в полувагонах, в то время как перевозки в прочих вагонах увеличились на 29,5%. В четыре раза увеличился объем перевозки лесных грузов в контейнерах.
В первую очередь это произошло за счет роста перевозки пиломатериалов – в 7,2 раза, а также фанеры и шпона – в 2,6 раза.
В настоящий момент железнодорожным транспортом древесина перевозится преимущественно в вагонах–платформах.
В скором времени с целью исключения простоя подвижного состава начнется модернизация всего существующего парка таких узкоспециализированных вагонов–платформ. В качестве серийного изготовителя обновленного изделия рассматривается Волчанский механический завод.
Как отмечают аналитики ИПЕМ, после введения таможенных пошлин происходит перераспределение грузопотока – погрузка на экспорт сокращается. Это и оказывает негативное влияние на динамику ставки аренды платформ для лесоматериалов. По прогнозу специалистов, объем перевозки лесных грузов в контейнерах будет продолжать увеличиваться (+5,9% до конца 2021 года). А парк платформ для перевозки лесоматериалов может и вовсе уменьшиться – примерно на 4%.
Таким образом, повышение пошлин на экспорт круглых лесоматериалов оказывает влияние как на переориентацию направления поставок с экспорта на внутренний рынок, так и на увеличение объемов обработки древесины. Это в свою очередь коррелирует с формированием компаниями структуры парка вагонов для перевозки лесных грузов.
ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ НОМЕНКЛАТУРЫ
По словам и. о. начальника департамента перевозок промышленных грузов и ТНП АО «Первая грузовая компания» Ирины Капитановой, основные факторы конкуренции круглого леса и пиломатериалов обусловлены тем, что эти номенклатуры грузов, в отличие от бумаги и целлюлозы, весьма чувствительны к стоимости перевозок. Кроме того, кругляк требователен к проветриванию при перевозке, а пиломатериалы в случае более глубокой переработки требуют защиты от атмосферных осадков.
В долгосрочной перспективе рост производства пиломатериалов будет соответствовать темпам, заложенным в Стратегию развития лесного комплекса до 2030 года, которая предполагает выделение лесосеки под приоритетные инвестиционные проекты, отмечает Ирина Капитанова. Для России ключевым рынком сбыта пиломатериалов будет оставаться Китай.
Правительство РФ проводит комплекс мероприятий, который направлен на увеличение глубины переработки древесины.
Значительный рост экспортных пошлин приведет к практически полному отсутствию экспорта сверх квот. Для сравнения: до 2019 года круглый лес экспортировался в объемах выше уровня квот, при этом пошлина оставляла 25%. Но уже при достижении пошлины 40% экспорт зафиксировался на уровне квот.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Одним из трендов 2020 года стал активный переток грузовых контейнеров из портов Северо–Запада и Дальнего Востока на сухопутные погранпереходы, отмечает директор по работе с ключевыми клиентами Международной транспортной компании FESCO Алексей Кравченко. Это объясняется удорожанием ставок фрахта в порты Азии.
Однако это вызвало и большое количество заторов на сухопутных погранпереходах, которые существенно ограничивают возможности для роста объемов экспорта. Продолжая данную тему, заместитель директора по продажам и клиентскому сервису ПАО «Трансконтейнер» Александр Ахмедов дал понять, что специалисты компании настроены оптимистично. Даже несмотря на введение конвенционных ограничений в адрес погранпереходов, объем перевозок лесных грузов по сравнению с прошлым годом у российских грузоотправителей существенно вырос, пояснил он.
Выгодное местоположение комплекса объединяет возможности речных, железнодорожных и автомобильных коммуникаций. Объем транзитного сервиса компании «Модуль» под условным кодом «АЕ–19», по которому осуществляются перевозки между Азией и Европой через порт Восточный и Первый контейнерный терминал в Санкт–Петербурге, растут с момента начала пандемии. Так, в апреле, мае и июне 2020 года объемы перевозок различных грузов, в том числе и пиломатериалов, увеличились примерно на 75%, а в среднем с момента начала пандемии наблюдается рост объемов транзита почти на 50% каждый месяц.
Источник: Транспорт России