Проект приказа размещен на федеральном портале нормативно-правовой информации. До 30 мая документ проходит независимую антикоррупционную экспертизу. Руководитель рабочей группы при президиуме СОЖТ по вопросам тарифного регулирования и ценообразования и заместитель генерального директора по стратегии и развитию ООО «УК «НТС» Юлия Лощакова изучила проект приказа и рассказала, как эта инициатива может изменить рынок.
– Юлия Константиновна, как к инициативе ФАС относятся участники рынка?
– В целом указанные изменения в Прейскурант № 10-01 носят положительный характер. Но в настоящее время идет сбор мнений участников СОЖТ с целью оценки необходимости уточнения отдельных позиций вносимых изменений либо отсутствия таковых.
– По пунктам давайте. Во-первых, ФАС предлагает изменить тариф в сторону увеличения стоимости перевозки шестиосных вагонов сочлененного типа вагона при увеличении его загрузки. Как СОЖТ оценивает данную инициативу ФАС?
– Данная инициатива ФАС России концептуально является верной: тариф за перевозку груза в зерновозе, минераловозе исторически определяется за вагон вне зависимости от его загрузки. При этом за основу расчета были взяты существовавшие в тот период модели вагонов, со стандартной массой тары 24 т, 4 осями и средней загрузкой порядка 67–68 т. В новых реалиях, когда идет интенсивное развитие вагоностроения, на сеть выпускаются принципиально новые типы вагонов с кардинально иными техническими и коммерческими характеристиками по грузовместимости, массе тары и осности, очевидно, что и тарифная система также требует определенной донастройки. Перевозка таких, полутора- двукратно увеличенных вагонов по тарифу одиночного вагона однозначно является экономически неэффективной для перевозчика, чем и обусловлено предложение по введению данного повышающего коэффициента для таких вагонов.
– То есть участники рынка согласны, что использовании шестиосных вагонов-хопперов будет введен повышающий коэффициент 1,28?
– Размер предлагаемого коэффициента в данный момент находится в стадии анализа участниками СОЖТ.
– Кроме того, ФАС предлагает исключить из Прейскуранта № 10-01 разделение контейнеров на универсальные и специализированные, которые не соответствуют им по габаритам. Какова позиция СОЖТ по данному вопросу?
– Это решение зрело достаточно долгое время. Положения Прейскуранта № 10-01 как экономического документа базируются непосредственно на Правилах перевозок грузов, учитывают технические характеристики вагонов и контейнеров, а также условия их курсирования. За 20 лет в контейнерном сегменте произошли кардинальные изменения, и если при МПС России потоки специализированных и универсальных контейнеров между собой практически не пересекались и имели разные показатели работы, что и обуславливало их деление в Прейскуранте № 10-01, то сейчас все процессы универсализировались. Кроме того, в конце 2019 года, после многих лет работы, вышли новые Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров, в соответствии с которыми существенно расширился диапазон контейнеров, которые могут перевозиться по железной дороге контейнерной отправкой. Соответственно, те контейнеры, которые ранее не попадали под категорию контейнерной отправки применительно к перевозкам железнодорожным транспортом в РФ, сейчас наконец-то включены в нее, что и послужило основанием для соответствующих изменений в Прейскурант № 10-01.
– Третий момент. ФАС предлагает ограничить применение понижающего коэффициента 0,15 при перевозке порожних вагонов-контейнеровозов, следующих по сети после транспортировки в них легковых автомобилей более 1 тыс. км. Какова позиция СОЖТ по данному вопросу?
– По сути, поправка является уточняющей. Сам коэффициент «перекочевал» в Прейскурант № 10-01 из исключительного тарифа. И если в рамках установления исключительного тарифа была возможность ежегодно уточнять правила его использования (для исключения различных тарифных оптимизаций перевозок, не относящихся к перевозкам, которым положено его применение), то при попадании его в Прейскурант № 10-01 возможность уточнения использования коэффициента 0,15 существенно ограничилась. Соответственно данная поправка синхронизирует возможность применения скидки на порожний пробег вагонов из-под перевозок автомобилей при условии применения аналогичной скидки в груженом рейсе.
С точки зрения операторского бизнеса данная поправка, безусловно, увеличит стоимость отдельных, точечных перевозок порожних вагонов, но в то же время внесение ее продиктовано созданием справедливых условий.
Источник: РЖД-Партнер