Данные Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) показывают, что в первые четыре месяца 2021 года российскими вагоностроителями выпущено 7,5 тыс. полувагонов, из которых 98% пришлось на полувагоны с осевой нагрузкой 25 тс (т.н. «инновационные»). ИПЕМ ожидает, что такое соотношение не сильно изменится до конца года из-за низкого рыночного спроса на полувагоны у операторов.
О текущем состоянии и прогнозах ИПЕМ в отношении грузового вагоностроения на транспортном форуме «Подвижной состав: производство, эксплуатация, ремонт» рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.
«Доля выпуска инновационных полувагонов в общем объеме производства полувагонов росла, начиная с 2018 года (2018 – 41,8%, 2019 – 44%, 2020 – 83,6%), а по итогам первых четырех месяцев 2021 года достигла 98% (+14 п.п. к аналогичному периоду-2020)», – рассказал Владимир Савчук. При этом, по данным ИПЕМ, за 4 месяца 2021 года выпущено 7,5 тыс. полувагонов (-12% к 4 месяцам-2020), а их доля в общей структуре выпуска грузовых вагонов снизилась на 6,1 п.п. Институт ожидает, что при текущей конъюнктуре (профицит парка, падение ставок, отсутствие значительного списания) тренд на низкий спрос на полувагоны 23,5 тс сохранится.
В свою очередь доля специализированного парка в структуре выпуска растет: по хопперам-минераловозам ее рост за январь-апрель составил +1,6 п.п., цистернам - +2,1 п.п., прочим вагонам - +3 п.п. «Сейчас мы видим активную контрактацию, но во 2-м полугодии на вагоностроение будет очень сильно влиять рост цен на металл, поставка которого по прежним ценам закончится. Однако по сравнению с началом года сейчас наш прогноз более оптимистичен: ИПЕМ ожидает, что в России в 2021 году будет выпущено 49-56 тыс. грузовых вагонов», – сообщил Владимир Савчук. В то же время в таких условиях возрастают риски значительного спада спроса на вагоны, которые Институт прогнозирует в 2022-2023 годах, отметил эксперт.
Источник: ИПЕМ