Инспекторский центр «Приемка вагонов и комплектующих» на своем интернет-сайте обнародовал основные критерии инновационного грузового вагона XXI века, которые отвечают запросам всех участников перевозочного процесса.
К ним, по мнению экспертной организации, относятся: высокая эффективность в эксплуатации; меньшая стоимость жизненного цикла по сравнению с вагонами, выпускаемыми в настоящее время; пониженное динамическое воздействие на железнодорожный путь (так называемый вагон, дружественный к пути) и, как следствие, меньшее шумовое воздействие на окружающую среду.
Современный грузовой вагон должен соответствовать следующим технико-экономическим показателям:
– межремонтный пробег от постройки до первого деповского ремонта – до 1,2 млн км;
– расстояние следования в составе поезда от места погрузки до места выгрузки без технического обслуживания – не менее 10 тыс. км;
– конструкционная скорость скоростных платформ для контейнерных и контрейлерных перевозок – до 160 км/ч.
Для создания конструкторской документации на инновационные вагоны необходима опережающая разработка нормативно-технической документации в виде соответствующих межгосударственных стандартов и норм проектирования. Поэтому НИОКР, испытания и численное моделирование новой техники необходимо проводить уже в настоящее время. При участии НП «ОПЖТ» в рамках деятельности технического комитета по стандартизации ТК 045 «Железнодорожный транспорт» и Межгосударственного комитета по железнодорожному транспорту МТК 524 за последние пять лет разработано 26 стандартов на грузовые вагоны и комплектующие для них.
Положительным примером эксплуатации новых узлов и материалов, которая позволяет сделать вывод о применении их на перспективу, согласно позиции ИЦПВК, служат испытания колес из стали повышенной твердости марки Т с увеличенной глубиной закалки. Как показали результаты подконтрольной эксплуатации, степень износа колес этого типа значительно ниже, чем изготовленных из стали марки 2, и, как следствие, они имеют повышенную эксплуатационную надежность.
В этой связи на железных дорогах пространства 1520 необходимо дополнительно исследовать вопрос оптимального различия в твердости колес и рельсов, в том числе с учетом мирового опыта.
«Многочисленные зарубежные исследования показывают, что использование износостойких рельсов в кривых участках не оказывает отрицательного воздействия на износ колес. По данным Массачусетского технологического института и Центра транспортных технологий США (TTCI), наиболее оптимальным является соотношение твердости колеса и рельса, близкое к 1. Дальнейшее увеличение твердости не влияет на износ колес», – говорится в сообщении ИЦПВК.
По мнению экспертов организации, полный переход вагонного парка на твердые колеса позволил бы снизить отцепки в ремонт, а также увеличить межремонтные пробеги вагонов, однако в настоящее время закупка колес из стали повышенной твердости не превышает 30%.