На минувшей неделе на Октябрьской железной дороге (ОЖД) подвели итоги прошедших 20 мая пилотных ходовых испытаний опытного образца универсальной тележки-эвакуатора, изготовленной на Экспериментальном заводе ОЖД. Её основное отличие от типовой помимо конструкционных особенностей – в большей скорости эвакуации.
Как сообщил главный инженер Дирекции аварийно-восстановительных средств ОЖД Марат Садыков, завод получит от дирекции наряд-заказ на серийную партию из 30 тележек для восстановительных поездов Октябрьской магистрали.
Разработка предназначена для транспортировки по рельсам грузовых вагонов, тепловозов, электровозов и другого подвижного состава с неисправной колёсной парой со скоростью до 25 км/ч (установленная для применяемых ныне тележек скорость по Правилам технической эксплуатации на 10 км/ч меньше).
В оснащение восстановительных поездов входят две универсальных тележки-эвакуатора. «Мы применяем тележку, если поезд встал где-то на перегоне из-за, например, заклинивания колёсной пары и мешает движению. Эвакуация подвижного состава также позволит избежать появления ползунов у колёс», – пояснил Марат Садыков. Восстановители приподнимают локомотив или вагон с помощью домкрата, подкатывают тележку под неисправную колёсную пару, и далее поезд идёт своим ходом до ближайшего пункта технического осмотра, где вагонники устраняют поломку. В случае если неисправна ведущая колёсная пара, восстановители буксируют состав с помощью своей дрезины.
Разработанная специалистами Экспериментального завода ОЖД тележка универсальна, так как подходит под любой тип подвижного состава, а диаметр помещающегося на неё колеса составляет от 950 до 1250 мм. Конструкционно она проста: две несущие балки, две распорки, четыре колеса – всё из стали. В несущих балках установлены «челюсти»: трапециевидная выборка, в которой фиксируются колёса. «Концептуальным изменением стало уменьшение ширины несущих балок – прежние тележки не помещались под некоторые типы электровозов, и приходилось много времени тратить на поднятие его домкратом, а у восстановителей каждая минута на счету. Вдобавок мы обточили колёса тележки по профилю обычного железнодорожного колеса. Реборда колеса повторяет профиль пути, благодаря чему можно эвакуировать составы со скоростью 30–40 км/ч без нагрева подшипников», – пояснил ведущий конструктор Экспериментального завода ОЖД Сергей Виноградов.
Испытания проходили на перегоне Приветненское – Ермилово грузовой припортовой ветки Санкт-Петербург – Выборг. Этот участок был выбран из-за обилия кривых, подъёмов, спусков, стрелочных переводов и путепроводов, чтобы наиболее полно проверить возможности тележки.
«Сначала мы сымитировали эвакуацию частично загруженного такелажного вагона восстановительного поезда массой 55 тонн на расстояние 11 км с проследованием трёх стрелочных переводов, двух кривых малого радиуса, путепровода с контррельсами над автодорогой и переезда. Удалось достичь максимальной скорости 30 км/ч, – рассказал главный инженер Экспериментального завода ОЖД Сергей Сердитов. – Затем на четвёртом пути станции Приветненское провели эвакуацию секции-тренажёра электровоза ВЛ10 массой 65 тонн со скоростью 5 км/ч на расстояние 700 м с выездом за два стрелочных перевода. По итогам испытаний установили, что рекомендованная скорость при эвакуации подвижного состава на прямом участке пути составляет 25 км/ч, в кривых малого радиуса – 10 км/ч, при движении по стрелочной улице – 3 км/ч.
К производству серийной партии тележек для восстановительных поездов ОЖД на Экспериментальном заводе приступят после проведения конкурса на поставку металлопроката. На изготовление 30 тележек потребуется около четырёх месяцев. Их стоимость будет в два раза ниже, чем при закупке у сторонних организаций.
По словам заместителя начальника Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» Владимира Тараскина, если тележки положительно проявят себя в эксплуатации, в перспективе заводчане могут изготовить их и для восстановительных поездов других дорог.
Источник: Гудок