data-caption= data-caption= data-caption=
«Газпром энергохолдинг» может приобрести основного поставщика электроэнергии для ОАО «РЖД» – «Русэнергосбыт»

ЖД инфраструктура

 

«Газпром энергохолдинг» ведет переговоры о покупке главного поставщика электроэнергии для ОАО «РЖД». В случае покупки «Русэнергосбыта» ГЭХ станет второй энергосбытовой компанией России.

«Газпром энергохолдинг» (ГЭХ, управляет энергоактивами монополии) ведет переговоры с ЕСН Григория Березкина и итальянской Enel о покупке их совместного предприятия «Русэнергосбыт» (РЭС, у ЕСН – 50,5%, у Enel – 49,5%). В частности, в кулуарах Петербургского международного экономического форума прошла встреча делегаций ГЭХа и Enel, где обсуждался вопрос о выходе итальянской компании из энергосбытового бизнеса. Один из источников утверждает, что переговоры о продаже пакета, принадлежащего ЕСН, находятся на финальной стадии согласования, и сделка может быть закрыта до конца года. Переговоры с Enel идут на более ранней стадии. Цена обеих сделок еще не определена.

В ГЭХе, ОАО «РЖД», ЕСН и Enel от комментариев отказались.

ООО «Русэнергосбыт» – основной поставщик энергии для ОАО «РЖД». Enel приобрела долю в РЭС в 2006 году за $105 млн. Сейчас компания занимает третью позицию на рынке сбыта электроэнергии после «Интер РАО» и «ТНС Энерго». Согласно отчетности компании, выручка по РСБУ за 2020 год – 181,46 млрд руб., чистая прибыль – 7,49 млрд руб. EBITDA «Русэнергосбыта» за прошлый год – 8,52 млрд руб.

«Русэнергосбыт» – одна из немногих крупных энергосбытовых компаний, принадлежащих частным игрокам и тесно связанных с одним промышленным клиентом, но не входящих в его структуру. РЭС занимается поставками электроэнергии потребителям с 2003 года. Исходно РЭС отвечала также за энергоснабжение дочерних структур «Газпрома», «Роснефти» и СИБУРа. Но впоследствии на рынке сложилась обратная тенденция: почти все крупные промышленные потребители электроэнергии стали отказываться от услуг посредников, чтобы сэкономить на сбытовой марже. В итоге у РЭС остался только один крупный клиент, формирующий до 80% ее портфеля, – ОАО «РЖД». У РЭС с ОАО «РЖД» заключен долгосрочный контракт до 2038 года.

Желание господина Березкина выйти из сбытового сегмента один из собеседников объясняет тем, что бизнесмен уже реализовал основные возможности развития РЭС и сейчас намерен выйти в кэш. Еще один собеседник «Ъ» считает, что интерес ГЭХа к сделке объясняется большим дисбалансом между производством, продажей и потреблением электроэнергии: покупка РЭС – способ приобрести клиентскую базу объемом 50 млрд кВт-ч в год. Стратегия же Enel заключается в наращивании «зеленого» портфеля и постепенном отказе от участия в традиционных для энергетики секторах бизнеса.

В случае реализации этой сделки ГЭХ станет второй по объему передачи электроэнергии после «Интер РАО» сбытовой компанией в России с долей рынка около 6,5%, и третьей крупнейшей по выручке, которая достигнет суммарного уровня 250-260 млрд руб., отмечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитал». По его мнению, сделка имеет три основных плюса для ГЭХа. Во-первых, в условиях установления тарифов по принципу эталонного сбыта создание национальных сбытовых групп ведет к повышению маржинальности бизнеса за счет централизации некоторых процессов (биллинг, поддержка потребителей) и укреплению возможности конкуренции за счет цены. Во-вторых, в условиях быстрорастущего спроса на «зеленую» энергию в стране наличие собственной сбытовой компании дает гарантию спроса на продукцию собственной оптовой генерации «Газпрома» в долгосрочной перспективе, снижая риски образования дисконта на выработку газовых и угольных станций группы. Наконец, в-третьих, «Русэнергосбыт» уже имеет достаточную инфраструктуру для организации поставок электроэнергии практически в любой точке страны с учетом профиля его основных клиентов. Это позволит объединенной сбытовой компании «Газпрома» сразу же заявить претензии на лидерство в этом сегменте рынка и в перспективе обслуживать энергетические потребности всей группы «Газпром».

Источник: Коммерсантъ