Ставки предоставления полувагонов в мае стабилизировались после подъема в середине весны, отмечают в ОАО «Российские железные дороги».
«Тут интересная ситуация. В апреле был рост. В мае мы ожидали, что будет дальнейший рост. Но ставки сейчас замерли. Дальнейшего быстрого роста мы не видим», – сообщил журналистам замглавы РЖД Алексей Шило в кулуарах Петербургского международного экономического форума.
«Те участники операторского рынка, с которыми мы обсуждали (этот вопрос), говорят, что они не заинтересованы «разгонять» (стоимость предоставления универсального парка), как несколько лет назад. Им самим неприятно, когда в отдельный год – сверхприбыль, в другой – (ставки) «опускаются ниже плинтуса». Они хотят сглаживать эти пики, насколько я понимаю. У них сейчас задача – держаться, чтобы, в том числе, не стать препятствием для реализации национальных проектов по стройке, например», – отметил топ-менеджер.
В течение апреля, как сообщало ранее официальное издание монополии, полувагонные ставки поднялись на 6,7% в связи с увеличением погрузки и грузооборота по этому виду подвижного состава («за 3 месяца эти показатели выросли на 1,5% и 2,5% соответственно», отмечал «Гудок», ссылаясь на Шило). До этого фиксировалась обратная динамика: по данным издания «Промышленные грузы», ставки снизились с 1,35 тыс. руб. в сутки в январе 2020 г. до 750 руб. в декабре 2020 г. и сейчас, по оценкам «ВТБ Капитала» и Альфа-банка, находятся на уровне 700-750 руб.
При этом эксперты расходились в оценках перспектив этого сегмента. «ВТБ Капитал», например, считал, что сектор полувагонов «продолжает страдать от переизбытка предложения». «Мы не видим никаких триггеров для устойчивого восстановления сегмента в среднесрочной перспективе», – отмечала структура банка.
«Российские железные дороги» в феврале также не ожидали существенного роста ставок на универсальный подвижной состав в 2021 г. «Сейчас ставка держится в интервале 600-800 руб. в сутки. Учитывая, что профицит, по нашим данным, будет еще в течение порядка 5-7 лет, вряд ли будут какие-то всплески по стоимости», – говорил Шило. Альфа-банк же допускал «восстановление ставок и грузооборота во II полугодии 2021 г.«. «Дефицит предложения и ускорение инфляционного давления могут стимулировать рост экспорта в восточном направлении», – писала компания.
«Да, в апреле был рост, достаточно серьезное возбуждение на рынке. Цены (на предоставление полувагонов) начали повышать. В мае таких жалоб стало меньше: некий консенсус на рынке нашли. Мы разговаривали с отправителями строительных материалов, они говорят, что по сравнению с началом 2021 г. ставка на вагон выросла, но буквально еще три года назад при меньшей стоимости щебня ставка была еще выше. То есть, если сравнивать не с началом года, а с предыдущими периодами, в принципе, ситуация неплохая», – сказал Шило в кулуарах ПМЭФ-2021.
«Мы видим, что пока ставка по полувагонам сохраняется (на апрельском уровне). Надеемся, сохранится (до конца 2021 г.), потому что для нас повышение – это тоже риск: мы можем некоторые грузы потерять, причем те, которые на небольших расстояниях возим с хорошей рентабельностью, ту же «стройку», например», – добавил он.
Говоря о долгосрочных прогнозах, топ-менеджер заявил, что монополия «не меняла свою позицию». «Мы считали, что расчетный профицит при тех темпах погрузки, которые есть сейчас, и темпах обновления-выбытия парка сохранится еще порядка семи лет», – сказал замглавы перевозчика.
В сегменте цистерн, по словам Шило, монополия также ожидает коррекцию после апрельского подъема ставок. «Рост мог быть вызван с тем, что восстанавливался потихоньку спрос, проводились большие важные переговоры по заключению долгосрочных контрактов с крупными игроками на рынке – с «Роснефтью» (MOEX: ROSN) той же. Но мы по-прежнему видим профицит цистерн. При снижении более чем на 8% к 2019 г. в 2021-м нет предпосылок к тому, чтобы ставка на цистерны была высокой», – заявил он.
Ставки на предоставление нефтебензиновых цистерн в апреле, как сообщал «Гудок» со ссылкой на Шило, увеличились на 5,3%, при «сохраняющемся профиците» (больше 20 тыс. цистерн простаивало более 9 суток без операций).
В декабре издание писало, что суточная ставка аренды цистерн составляет примерно 900 руб. в сутки, что на четверть меньше, чем в январе 2020 г. (1,2 тыс.). «Значительное падение ставки произошло в июне (в связи со снижением добычи нефти и производства нефтепродуктов, согласно договоренностям странам ОПЕК+), после чего она оставалась примерно на том же уровне до декабря», – отмечала газета.
«Я думаю (к концу года) будет коррекция (ставок), потому что к падению тоже нет предпосылок, учитывая, что восстановление спроса будет. Мы рассчитываем, что, раз экономика начинает восстанавливаться после COVID, все равно объем перевозок будет расти. Наоборот даже, я думаю, в IV квартале, как только речные перевозки будут заканчиваться, ставка пойдет вверх», – заявил Шило в кулуарах ПМЭФ.
Говоря о ставках на предоставление цистерн, топ-менеджер отметил, что нефть и нефтепродукты – одна из номенклатурных групп, по которой по итогам 2021 г. монополия ожидает падения погрузки – на 8,3% по сравнению с «докоронавирусным» 2019 г. при росте общей прогнозной динамики отправок на 0,5%. «Связано это с внутренним потреблением, в первую очередь, и с тем, что меньше поставки сырой нефти по железной дороге. Это все суммарно приведет к потерям порядка 18 млн тонн», – сказал он.
В числе крупнейших вагонных операторов полувагонов и цистерн – «Федеральная грузовая компания» («дочка» РЖД, генерирует более 5% доходов группы) и транспортный холдинг Globaltrans (MOEX: GLTR) (актив Андрея Филатова, Никиты Мишина, Константина Николаева, Александра Елисеева и Сергея Мальцева, free float – 56,9%). Последний недавно продлил на 5 лет перевозочный контракт с «Роснефтью» с прежними «ключевыми условиями» (25% выручки, 55% – от полувагонов). Полувагоны также эксплуатирует компания «Новотранс» Константина Гончарова.
Источник: РЖД