Главным преимуществом сервиса «Смарт-контракт» является возможность автоматически получать экспедитору или грузоотправителю информацию о нарушениях со стороны перевозчика, а также увидеть и отследить все данные в одном месте.
«Сервис мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок» создан для предоставления участникам перевозочного процесса единого информационного пространства. Эта технология отсуществляет контроль выполнения условий контракта и расчёт финансовых обязательств между участниками грузоперевозки. Так, клиент – пользователь системы может получать данные о ходе перевозочного процесса и времени совершения ключевых операций, соблюдении нормативов по этим операциям, заложенным в продукционных правилах. Данные в систему собираются на терминалах клиентов, а также с информационных систем и приложений ОАО «РЖД» (например, ЭТРАН).
Получать данные по перевозке можно, к примеру, из личного кабинета ОАО «РЖД». С расчётом финансовых обязательств клиента неплохо справляется Единая автоматизированная система актово-претензионной работы. Однако безусловным преимуществом «Сервиса мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок» для клиентов является автоматизация обработки данных по нарушениям со стороны перевозчика.
Технология смарт-контрактов в грузовых перевозках перспективна и имеет возможности для расширения функционала по операциям грузоперевозки, происходящим до и после перевозки по железной дороге. Так, в ближайшее время планируется интегрировать автоматизированную систему управления таможенного ведомства в «Сервис мониторинга смарт-контрактов грузовых перевозок».
При расширении функционала системы технология блокчейн не сможет обрабатывать заявленный массив данных. Это приведёт к необходимости разделения получаемой о перевозке информации на несколько групп. Например, на те, что хранятся в распределённом реестре, и данные, которые носят для клиента справочно-информационный характер и которые можно будет не передавать в блокчейн, а хранить на отдельном сервере. Такое решение позволит уменьшить объём дискового пространства, занимаемого каждым смарт-контрактом.
Максим Галицын, заместитель директора Центра технологических информационных систем АО «ВНИИЖТ»
Источник: ВНИИЖТ