На Горьковской железной дороге 11 июня определен перечень станций, которые будут оснащены автоматическими устройствами закрепления подвижного состава. В первую тройку вошли станции, находящиеся на грузонапряженных участках, с дефицитом пропускной способности. Это Балезино, Вековка и Владимир.
На железнодорожной станции Бабаево Октябрьской железной дороги завершились эксплуатационные испытания домкратовидных устройств закрепления вагонов, разработанные ОКБ «Электроавтоматика» им. П.А. Ефимова». Теперь эти стопперы рекомендованы к тиражированию и должны прийти на смену тормозным башмакам. Домкратовидное устройство полностью исключает необходимость труда сигналистов, так как закрепление поезда на станции производится автоматически.
Сейчас количество тормозных башмаков для закрепления рассчитывается в зависимости от длины состава, профиля путей и условий установки. При этом под порожние вагоны требуется установка до 20 тормозных башмаков на один состав, а это полчаса работы. Понятно, что установка и снятие такого количества приспособлений заметно увеличивает время простоя вагонов на технических станциях. Новая технология позволяет закреплять состав в среднем за две минуты, а также отправлять поезда по готовности, без ожидания снятия закрепления. Полная автоматизация процесса формирования и расформирования состава исключит непроизводительные затраты времени на уборку и укладку тормозных башмаков, а значит, сократит время на обработку транзитного вагона, увеличит пропускную способность станции, обеспечит высокую надежность закрепления до 24 часов и позволит вывести сигналистов из опасной зоны. Немаловажно, что скорость движения в зоне установки домкратовидных устройств закрепления ограничивается не очень существенно – до 50 км/ч. При этом климатическое исполнение стопперов позволяет применять их практически на всей территории России.
На полигоне Горьковской магистрали были определены станции, где внедрят эту новую технологию, и очередность объектов.
– Автоматические устройства должны появиться, во-первых, на станциях Балезино, Вековка и Владимир, которые нуждаются в увеличении пропускной способности. На второй очереди стоят парки приема сортировочных и горочных станций – Нижний Новгород-Сортировочный, Лянгасово, Юдино, Агрыз, Зелецино, Муром и Канаш. И далее следуют технические станции. Это Арзамас-1, Красный Узел, Зюрзя, Красноуфимск, Котельнич, Шахунья, Мураши, – рассказывает главный инженер Горьковской дирекции управления движением Александр Мальцев.
Стоит отметить, что на станции Муром сегодня также проходит заводские испытания автоматическое устройство закрепления вагонов, производства Муромского машиностроительного завода. Однако у стопперов с Октябрьской магистрали есть некоторые преимущества – они имеют два варианта крепления к рельсу: шпильками или зажимным механизмом под рельс, тогда как муромский производитель предлагает крепить устройства, прибегая к сверлению рельсов.
– Муромский машиностроительный завод близок к решению поставленной задачи. На данный момент ведутся испытания опытных образцов. Вполне возможно, что на Горьковскую железную дорогу будут поступать автоматические устройства закрепления подвижного состава именно из Мурома, – комментирует Александр Мальцев.