data-caption= data-caption= data-caption=
Рынок операторских услуг фиксирует рост ставок аренды вагонов

Перевозки

 

Операторские ставки на полувагоны в июне перешагнули барьер в 1200 рублей за сутки.  Повышение цен на полувагоны и специализированный парк, начавшееся в апреле, резко ускорилось в мае и июне. Драйвером роста ставок стало, в первую очередь, увеличение погрузки угля и инертных стройматериалов. Свою роль сыграла и инфляция. По прогнозам операторов, такая динамика сохранится до осени, но говорить о долгосрочной тенденции пока не приходится. 

Наибольший рост ставок отмечается в сегменте полувагонов.  В мае их уровень достиг 795 руб., что на тот момент стало максимумом за предыдущие девять месяцев. В июне рост продолжился: ставка по полувагонам скакнула до 1200 руб. в сутки.

Рост ставок на полувагоны вызван повышением спроса на этот подвижной состав из-за активизации перевозок щебня и угля. Так, по оценке Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), прирост перевозок угля в объёме 17,8% в мае 2021 года к уровню прошлого года вызвал в этом месяце увеличение потребности в полувагонах на 50 тыс. единиц. 

«Драйвером роста ставок в очередной раз стали полувагоны, уже не раз спасавшие рынок аренды от стагнации. Спрос на них обеспечил макроэкономический фактор – рост экспортной цены угля, который продолжается уже несколько месяцев. Это подтверждают и производственные показатели ОАО «РЖД». В мае было погружено 31,7 млн тонн угля, почти на 18% больше, чем годом ранее. Уголь помог компании обновить десятилетний рекорд погрузки всей продукции – он составил по итогам мая 110,9 млн тонн», – поясняет генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов. 

Цены подстегивает и снижение профицита пригодных полувагонов: сейчас их стоит в ремонте на 20 тыс. больше, чем в прошлом году, добавляет председатель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин. По мнению эксперта, высокие ставки на полувагоны сохранятся до осени, после чего пойдут вниз. «Как только прекратится активная фаза перевозок щебня – это произойдёт в октябре, то в ноябре рынок это почувствует. Ставки снизятся до 900-800 руб., – говорит Денис Семёнкин. – То же самое касается перевозок угля. Как только европейские производители сократят закупки российского угля, на рынке появятся дополнительные свободные полувагоны, что приведёт к снижению ставок». 

Другая тенденция на рынке подвижного состава – рост ставок на специализированный парк. Здесь увеличение стоимости аренды также стало заметно ещё весной. Как ранее отмечал заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Алексей Шило, в апреле ставки на нефтебензиновые цистерны показали рост на 5,3%, что, по мнению компании, было связано с проведением тендера на закупку перевозок у «Роснефти» на 5 лет. При этом, по его словам, на тот момент по-прежнему сохранялся профицит этого парка – больше 20 тыс. цистерн простаивали более 9 суток без операций. 

Советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев считает, что ставки на цистерны и дальше будут расти из-за инфляции. «Профицит давит, он существует, но в то же время мы понимаем, что есть такой фактор как инфляция, который приводит к повышению стоимости аренды. Увеличение только на уровень реальной инфляции – а это 6% – приведёт к росту минимум на 60-70 руб. на каждый вагон», – говорит Владимир Прокофьев. 

Тенденция к росту ставок на цистерны может стать более долгосрочной, чем в сегменте полувагонов. Как замечает Владимир Прокофьев, осенью будет иметь место сезонный фактор увеличения перевозок нефти и нефтепродуктов и спрос на цистерны повысится, что также скажется на цене их аренды. 

На другие типы подвижного состава ставки пока стабильны. «На крытые вагоны ставка на сегодняшний день остановилась в тех значениях, в которых она была и в прошлом году. На вагоны-зерновозы ставка не растёт, поскольку сезон ещё не настал. На универсальные платформы ставка по-прежнему низка – в районе 1000-1100 руб. На цементовозы ставка немного выросла – до 1100 руб., но существенного роста, который привёл бы к обновлению вагонного парка, тоже нет», – рассказывает Денис Семёнкин.

Наиболее высокие цены на рынке установились на фитинговые платформы, что связано с ростом контейнерных перевозок. Например, суточная ставка на 80-футовые фитинговые платформы сегодня составляет порядка 1800 руб.

Впрочем, со стороны некоторых игроков рынка уже звучат опасения, что скоро может возникнуть профицит фитинговых платформ. Как заявил во время заседания Евразийского союза участников железнодорожных грузовых перевозок (ЕСП), прошедшего на этой неделе, генеральный директор ФГК Виктор Воронович, за пять месяцев 2021 года российскими компаниями было приобретено около 8 тысяч платформ, что на 98% больше аналогичного периода прошлого года и на 90% относительно 2019 года. «При таком увеличении парка могут произойти насыщение рынка и образование профицита, то есть повторение ситуации в сегменте полувагонов», – сказал Виктор Воронович. 

Заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук на конференции «Рынок щебня России – 2021» заявил, что уже в июне возможен дефицит полувагонов не только в локальных местах погрузки, но и в общесетевом масштабе. Но, как полагает Артур Нурмухамедов, оживление рынка подвижного состава может носить краткосрочный характер: на него давит избыток вагонов, который никуда не делся и по-прежнему стоит мёртвым грузом у операторов, принося им убытки. «Долгосрочным нынешний тренд станет лишь при кратном увеличении объёма списания старых моделей вагонов, и такой сценарий вполне вероятен, поскольку в нём заинтересованы и вагоностроительные предприятия, которым требуется расчистка рынка для своей продукции», – считает генеральный директор ABC-Rail. 

Гудок