data-caption= data-caption= data-caption=
В России подготовят специалистов по функциональной безопасности беспилотных поездов

Движение поездов

 

Акционерное общество «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет подписали соглашение о сотрудничестве в области образовательной деятельности. В соответствии с новым документом институты займутся подготовкой специалистов по функциональной безопасности беспилотных поездов по образовательной программе магистратуры. Обучение специалистов начнется уже в сентябре 2021 года.

Как рассказал заместитель генерального директора АО «НИИАС» Павел Попов, в соответствии с соглашением на базе университета ИТМО создана образовательная программа магистратуры «Функциональная безопасность критически важных систем».
«Студенты новой образовательной программы будут изучать методы создания надежных, отказоустойчивых и безопасных систем управления беспилотным транспортом, – пояснил Павел Попов. – Беспилотные поезда представляют собой сложное техническое устройство под управлением программно-аппаратных комплексов. Любой сбой программной или аппаратной части не должен привести к опасным последствиям. Именно поэтому АО «НИИАС», как разработчик беспилотных технологий на железнодорожном транспорте, поддержало идею обучения специалистов по функциональной безопасности в области беспилотного транспорта».

По словам декана факультета безопасности информационных технологий университета ИТМО Данила Заколдаева, набор первого потока студентов на магистерскую программу «Функциональная безопасность критически важных систем» будет проходить в июле этого года. А обучение начнется уже с 1 сентября.
«Студентам, желающим освоить новую профессию, необходимо будет сдать экзамены на знание математики, криптографии, машинного обучения и кибербезопасности. Количество мест ограничено – 10 бюджетных и 10 платных», – рассказал Данил Заколдаев.

Павел Попов отметил, что к обучению будут отбираться лучшие студенты. Для проведения вступительных испытаний создана специальная комиссия, в состав которой вошли представители двух институтов.
«За время обучения специалисты освоят четыре основные дисциплины, – рассказал Павел Попов. – Стандарты и методы функциональной безопасности, управление функциональной безопасностью, верификация и валидация данных, а также управление средствами обеспечения функциональной безопасности в автоматизированных средствах управления».

Обучение специалистов по функциональной безопасности беспилотного транспорта будет длиться два года в очном режиме. Помимо теоретических занятий студенты пройдут курс практических занятий на базе филиала АО «НИИАС» в Санкт-Петербурге. За время обучения будущие специалисты будут участвовать в научно-исследовательских проектах института, подвергая анализу и исследованию возможные решения для улучшения безопасности беспилотного транспорта. Лучшим выпускникам образовательной программы будет предложена работа в АО «НИИАС».

По словам Павла Попова, сегодня существует катастрофическая нехватка специалистов по функциональной безопасности. На данный момент в нескольких вузах России ведется подготовка по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» на основе стандартных образовательных программ по эксплуатации технических средств. А подготовка специалистов по функциональной безопасности сложных технических установок ведется только в коммерческих образовательных центрах по отраслям на основе программ повышения квалификации.
«Исходя из планов ОАО «РЖД», новые специалисты не столкнутся с проблемой поиска работы», – считает заместитель генерального директора АО «НИИАС».

Стратегия цифровизации отрасли предполагает разработку и поэтапное внедрение сложных робототехнических и автономных систем во многих сферах деятельности железнодорожного транспорта.

Источник: НИИАС