data-caption= data-caption= data-caption=
Первая грузовая компания вернула себе лидерство в рейтинге железнодорожных операторов

Перевозки

 

В первом квартале в иерархии железнодорожных операторов произошли изменения. Впервые за четыре года лидер рейтинга, Федеральная грузовая компания (ФГК, подконтрольна ОАО РЖД), уступила первое место Первой грузовой компании (ПГК) Владимира Лисина.

Как следует из рейтинга INFOLine Rail Russia TOP за первый квартал, ФГК, уступившая ПГК первое место по погрузке еще в 2018 году, продолжает лидировать по размеру парка в собственности и в управлении. Однако если у ПГК грузооборот к первому кварталу 2020 года подрос на 9,4%, у ФГК он упал на 7,1%, что отбросило компанию на второе место по этому показателю.

Динамика выручки за 2020 год, которая также включается в рейтинг за первый квартал, сложилась не в пользу дочерней компании госхолдинга. Традиционно по выручке лидируют операторы, специализирующиеся на перевозке нефтегрузов (первое место занял «Трансойл»).

Если у ПГК выручка упала к 2019 году лишь на 5,7%, что позволило ей подняться с четвертого на второе место, у ФГК падение оказалось глубже — более 35%, и по выручке компания опустилась с первого сразу на четвертое место в рейтинге.

В ФГК от комментариев отказались. «Приятно отметить, что мы стали лидером рынка, будучи лишь номером два по размеру парка, что говорит об эффективности использования наших активов,— отмечает гендиректор ПГК Сергей Каратаев.— В прошлом году мы много внимания уделяли клиентским отношениям, в том числе через развитие цифровых продуктов, которые повышают качество взаимодействия с клиентами, а также точность и своевременность подвода парка для них. Это позволило нарастить долю рынка в полувагонах и крытых вагонах, а также повысить эффективность и доходность нашей модели оперирования».

Источник на рынке замечает, что сравнивать ФГК и ПГК не вполне корректно. Значительную долю в структуре перевозимых ПГК грузов занимают грузы для нужд связанных компаний, в первую очередь НЛМК (около 41% в погрузке ПГК, говорит собеседник; в ПГК уточняют, что доля НЛМК по итогам квартала составила 33% и имеет тенденцию к снижению). А благодаря наличию большого объема долгосрочных договоров (около 68%) ПГК в меньшей степени подвержена ценовым колебаниям на рынке, поясняет он. В то время как у ФГК доля долгосрочных контрактов в портфеле небольшая. Как говорил в июне в интервью «Гудку» гендиректор ФГК Виктор Воронович, у компании «каждый месяц план отличается от предыдущего по географии процентов на 30».

Одним из важных факторов, который обусловил снижение показателей и грузооборота, стало решение ФГК отставить более 25 тыс. полувагонов, чтобы не допустить критического снижения ставок и сократить расходы на ремонты, говорит глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Во второй половине июня компания вывела из отстоя более 6 тыс. полувагонов в связи с увеличением спроса из-за растущих перевозок, отмечает эксперт, и в третьем квартале доля задействованного парка может продолжить увеличиваться, хотя на итогах первого полугодия это уже не успеет отразиться. Пока ФГК, по мнению Михаила Бурмистрова, фокусируется не на объемах перевозок и грузообороте, а на обеспечении доходности парка и повышении ставок для клиентов в условиях улучшения конъюнктуры рынка.

Источник: Коммерсантъ