data-caption= data-caption= data-caption=
В Госдуму внесен законопроект регулирующий работу операторов на сети РЖД

Перевозки

 

В Государственной думе РФ, 18 июня 2021 г., зарегистрировали законопроект, который определяет права и обязанности операторов при предоставлении вагонов для перевозок. Поправками, в частности, предлагается законодательно закрепить понятие «баланс парка» и разрешить владельцу инфраструктуры убирать частные порожние вагоны с любых станций на путях общего пользования. Как считают авторы законопроекта, это позволит урегулировать работу операторов на сети ОАО «РЖД».

Законопроект, разработанный группой депутатов и сенаторов, предусматривает внесение изменений в ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и «Устав железнодорожного транспорта РФ». Как следует из пояснительной записки, сегодня в российском законодательстве закреплено только само понятие «оператор железнодорожного подвижного состава», но не определяются его обязательства в организации перевозки.

Как пояснил один из разработчиков документа, сенатор Геннадий Емельянов, цель поправок – разграничить ответственность перевозчика и операторов. «Определение услуг и обязательств позволит избежать основных претензий грузоотправителей и грузополучателей по вопросам, кем и какая услуга должна оказываться», – поясняет Геннадий Емельянов.

Часть предложенных поправок предусматривает увеличение полномочий владельца инфраструктуры. По действующему законодательству у перевозчика есть право убирать вагоны с путей общего пользования без оформления перевозочных документов в определённых случаях, например с припортовых станций. Теперь предлагается разрешить убирать частный парк с любых станций. При этом предлагается закрепить понятие «баланс парка», определив максимальное количество вагонов на сети РЖД. Как предполагается, рассчитывать этот показатель будет Минтранс России.

Как рассказал заместитель начальника Правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев, холдинг поддерживает нововведения. «Законопроект направлен на упорядочивание отношений с оператором, на определение его прав и обязанностей при предоставлении вагонов для перевозок на путях общего пользования», – отмечает Алексей Васильев.

По мнению генерального директора ABC-Rail Артура Нурмухамедова, принятие таких изменений позволит повысить эффективность использования подвижного состава и инфраструктуры. «Такая мера должна заставить собственников парка или заключать договоры с владельцем инфраструктуры на отстой вагонов, или более гибко регулировать численность парка, не допуская создания профицита, не используемого в работе подвижного состава, в том числе и за счёт списания вагонов», – говорит он.
«Указанные меры, на наш взгляд, вводят непрозрачные механизмы распределения доступа к ресурсам, могут нанести значительный ущерб системе грузовых перевозок и экономике. Издержки грузоотправителей и транспортных компаний возрастут», – считает начальник Департамента стратегических проектов АО «Новая перевозочная компания» Сергей Евстратов.

Заместитель председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семёнкин полагает, что поправки повлияют на работу вагоностроителей. «Вагоностроители будут лишены возможности производить вагоны в неограниченном количестве. Они должны будут учитывать возможности инфраструктуры. По сути, появятся квоты на ввод новых вагонов на сеть», – говорит Денис Семёнкин.

Источник: Гудок