data-caption= data-caption= data-caption=
Экспериментальная эксплуатация рельсов специального назначения не оправдала ожиданий

ЖД инфраструктура

 

На минувшей неделе в Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» подвели итоги экспериментальной эксплуатации рельсов специального назначения ДТ370ИК, ДТ400ИК на участках Восточного полигона. Износостойкость новых категорий рельсов оказалась выше, чем у массово применяемых дифференцированно термоупрочнённых рельсов общего назначения ДТ350 на 10% и 15% соответственно, но ниже ожидаемых показателей.

Ведущий инженер нормативно-методологического отдела управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Светлана Васильева сообщила, что разработка категорий рельсов, направленных на снижение интенсивности бокового износа в кривых участках пути с целью уменьшения объёмов смены рельсов, явилась основной задачей для представителей РЖД, производителей рельсов и научного сообщества в лице ВНИИЖТа в последние годы.

Разработчики и производители провели большую работу по совершенствованию состава новых рельсов и улучшению их характеристик. В частности, на совещании в Центральной дирекции инфраструктуры в ноябре прошлого года представители компании «ЕВРАЗ» сообщали, что увеличили твёрдость рельсов на поверхности катания с почти 380 НВ (твёрдость по Бринеллю) у ДТ350 до почти 420 НВ у ДТ400ИК.

Первыми рельсами специального назначения стали рельсы категории ДТ370ИК – дифференцированно термоупрочнённые с прокатного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости. На дорогах Восточного полигона, преимущественно на Забайкальской и Восточно-Сибирской, рельсы этой категории при капитальных ремонтах массово начали укладываться в путь с 2019 года. Так, на участке Большой Луг ‒ Подкаменная рельсы категории ДТ370ИК уложены в 2019 году. Участок пути – перевальный, с максимальным уклоном 19,5‰. Минимальный радиус кривых участков пути ‒ 298 м. Интенсивность бокового износа рельсов ДТ370ИК в кривых радиусом менее 350 м к моменту образования максимально допустимого износа 15 мм составила 0,075 мм/млн тонн брутто при интенсивности бокового износа рельсов ДТ350 в кривой близкого радиуса 0,085 мм/млн тонн брутто.

В 2020 году в ходе эксперимента на опытных участках Слюдянской дистанции пути Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры, Хилокской, Могзонской, Читинской, Могочинской, Ерофей Павловичской дистанций пути Забайкальской дирекции инфраструктуры уложены рельсы, сваренные методом чередования – по 50 м – категорий ДТ400ИК (дифференцированно термоупрочнённые с прокатного/отдельного нагрева повышенной износостойкости и контактной выносливости) и ДТ350 (дифференцированно термоупрочнённые с прокатного/отдельного нагрева общего назначения). К лету 2021 года средняя интенсивность износа рельсов на опытных участках в кривых радиусом менее 350 м Восточно-Сибирской и Забайкальской дирекций инфраструктуры составила для рельсов категории ДТ350 − 0,085 мм/млн тонн брутто, для рельсов категории ДТ400ИК − 0,0684 мм/млн тонн брутто. Полученные значения средней интенсивности бокового износа для рельсов рассматриваемых категорий свидетельствуют об эффекте по износостойкости для рельсов специального назначения.
«Таким образом, по сравнению с рельсами общего назначения ДТ350 эффективность по износостойкости рельсов категории ДТ370ИК оказалась выше на 10%, а рельсов категории ДТ400ИК – на 15%», – констатирует Светлана Васильева.

Однако такой эффект оказался ниже ожиданий путейцев, рассчитывавших с помощью инновационных рельсов значительно снизить частоту работы по замене рельсов в кривых.
«Много лестного о них не могу сказать», – так охарактеризовал применение ДТ400ИК главный инженер Ерофей Павловичской дистанции пути Евгений Кобзе. Он отметил, что новые рельсы отлично работают в кривых большого радиуса, показывая минимальный износ, но интенсивно изнашиваются в малых кривых.

В итоге в малых кривых радиусом менее 450 м Ерофей Павловичской дистанции пути рельсы новой категории до достижения предельного бокового износа прослужили в среднем год. Это на месяц больше, чем выдерживают в аналогичных условиях ДТ350. Путейцы признаются, что ожидали большего эффекта.

Источник: Гудок