В конце 2021 года в СТМ [Синара-Транспортные Машины] планируют испытать работу нового маневрового локомотива ТЭМ14М в беспилотном режиме. Об этом рассказал заместитель директора дирекции по техническим вопросам и продуктовому развитию АО «СТМ» Алексей Зайцев.
– Когда на российском рынке могут появиться беспилотные локомотивы?
– Ранее мы тестировали это направление работы на маневровом локомотиве ТЭМ7А и добились определенных успехов, но, конечно, еще есть над чем работать. Отработка возможности внедрения беспилотности на ТЭМ14М – наша следующая задача. Так что свой беспилотный локомотив мы не создавали с нуля. Уже были достаточно серьезные наработки.
Опытный образец машины практически готов к эксплуатации без машиниста. Умный локомотив снабжен набором исполнительного оборудования, включая видеокамеры, различные датчики и бортовой компьютер.
Беспилотный локомотив осталось подсоединить к системе автомашиниста в диспетчерской, сначала его испытают на заводе. А затем ОАО «РЖД» выберет сортировочную станцию для испытаний на сети. Предложены три варианта: Бекасово, Орехово и Лужская.
– На основе какой именно модели локомотива был создан опытный образец?
– Это ТЭМ14М. Он представляет собой новое поколение мощных маневровых тепловозов, созданных на базе серийно выпускаемых локомотивов ТЭМ14. Основное отличие – в значительном усовершенствовании ряда параметров, это самый мощный из имеющихся в России маневровиков.
В частности, он оборудован дизель-генератором ДГ900Т с двигателями нового поколения 6ДМ-185Т, разработанными на Уральском дизель-моторном заводе. У модернизированного тепловоза – новые двигатели отечественного производства из семейства ДМ-185 (от 750 до 4500 кВт). Машина приводится в движение двумя модулями. При необходимости увеличения мощности подключается второй дизель, что дает возможность экономии затрат.
Таким образом, локомотив способен подавать до 90 вагонов одновременно. Иными словами, он может вывести со станции уже сформированный тяжеловесный состав полностью, а не частями.
Машина в серийном исполнении управляется джойстиком. В ней реализованы функции самодиагностики состояния оборудования с генерированием подсказок для машиниста и ремонтников.
Причем локомотив может быть выпущен в различных вариантах в зависимости от требований заказчика. Одна из модификаций рассчитана на автономную работу без участия машиниста. И прообраз такой машины уже реализован на локомотиве, который сейчас работает на ст. Лужская.
– Беспилотным локомотивом предполагается управлять из диспетчерской по радиоканалу. А как решен вопрос безопасности обмена цифровыми данными?
– Этой теме уделяется серьезное внимание. И мы занимаемся этим в сотрудничестве с отраслевыми институтами НИИАС и ВНИКТИ. Имеется соответствующее техническое обеспечение для защиты радиоканала от взлома, разработаны средства для киберзащиты, это одна из поставленных РЖД задач.
– Какие еще типы маневровых машин в ближайшей перспективе могут быть представлены в беспилотном исполнении?
– Такие планы есть. Например, в СТМ выпускают многоцелевой маневровый тяговый модуль МТМ-45.
В какой-то степени такая машина – это аналог небольшого тепловоза для промышленных предприятий. В перспективе планируется выпуск модификаций МТМ-45 также в беспилотном режиме, если подобная опция будет востребована заказчиками. Как производитель мы ориентируемся именно на пожелания клиентов и готовность их инфраструктуры поддерживать беспилотные системы.
Источник: РЖД-Партнер