В первый день конференции на пленарной сессии выступили участники отрасли железнодорожного машиностроения из России и Казахстана.
Президент НП «ОПЖТ» Валентин Гапанович рассказал о совместных шагах, которые могли бы укрепить отношения двух стран в области железнодорожного машиностроения. В частности, российским и казахским предприятиям, работающим в Едином таможенном пространстве, важно получать поддержку от государства. Еще одним совместным направлением работы могло бы стать внедрение экосистемы электронного документооборота на всех этапах жизненного цикла подвижного состава не только российскими, но и казахскими предприятиями. Это позволило бы снизить издержки, повысить качество выпускаемой продукции и обеспечить безопасность грузового подвижного состава. Также президент Партнерства рассказал о работе комитетов, достигнутых ими результатах и планируемой работе Партнерства в области стандартизации.
Главный инженер АО «НК «Қазақстан темір жолы» Батыр Котырев рассказал о роли компании в развитии железнодорожного машиностроения. Сейчас в Казахстане существует более 200 таких предприятий, создано свыше 12 тысяч рабочих мест. Освоено 5200 наименований железнодорожной продукции с уровнем локализации от 30 до 80%. «Қазақстан темір жолы» регулярно проводит мероприятия, направленные на развитие производства и углубление уровня локализации железнодорожной продукции. По итогам работы расширена номенклатура производства цельнокатаных колёс и другой продукции, запланировано обновление оборудования тяговых подстанций, организовано обслуживание и ремонт средств малой механизации и др. Также ведётся работа по разработке и внедрению новых технических средств для применения на сети железных дорог Казахстана. В ее рамках организована локализация и постановка на производство 10 видов продукции (в том числе цельнокатаные колёса, изотермический вагон-термос, стрелочные переводы и другие).
Представители казахстанской компании ТОО «Проммашкомплект» – генеральный директор Игорь Голтвенко, заместитель главного инженера по технологии Дмитрий Головченко и главный конструктор Марат Темиргалиев – рассказали о работе предприятия и истории его создания, профессионализме команды, её активной жизненной позиции и миссии инженерных служб, заключающейся в выработке собственных передовых конструкторских решений. ТОО «Проммашкомплект» создано в 2006 году и находится в г. Экибастузе Павлодарской области Республики Казахстан. Сейчас в рамках работы кластера Railway Systems KZ организовано 5 основных направлений работы:
• производство цельнокатаных колес;
• выпуск железнодорожных осей, формирование и сборка колесных пар;
• производство стрелочной продукции;
• производство всех элементов скрепления верхнего строения пути;
• выпуск железнодорожных брусьев и шпал.
В 2015 году ТОО «Проммашкомплект» стало членом НП «ОПЖТ», а также получило сертификат соответствия системы менеджмента бизнеса требованиям железнодорожного стандарта IRIS. На предприятии функционирует система менеджмента бизнеса в соответствии с ISO/TS 22163:2017 и ISO 9001:2015. В своих докладах представители ТОО «Проммашкомплект» акцентировали внимание на важности государственной поддержки в инновационном развитии предприятия, а также на инвестиционной привлекательности предприятий, обусловленной автоматизацией производства с применением новейших технологий и высоким уровнем производительности, соответствующим Индустрии 4.0. На производстве проводится многоступенчатый контроль качества для достижения высокой точности изготовления и сборки инструмента деформации.
Директор по техническому регулированию железнодорожной продукции «ЕвразХолдинг» Сергей Палкин рассказал о назначенном сроке службы цельнокатаных колес (НСС/НР). Он обозначил проблематику применения НСС – высокую зависимость ресурса от конкретных условий эксплуатации, а также отсутствие документов на установление показателей долговечности, безотказности, ресурсных придельных состояний. Также существуют риски досрочной замены, необоснованной техническим состоянием, и исключения возможности повторного применения объектов после достижения назначенного срока службы. Прекращение эксплуатации колёс рационально осуществлять не по сроку службы, а по достижению критериев предельных состояний для технического обслуживания и ремонта по предельной толщине гребня, а также изъятия из эксплуатации для утилизации по предельной толщине обода колёс.
Руководитель бизнес-единицы «ОМК железнодорожные колёса» Алексей Долгов рассказал о перспективах использования «зелёных технологий» при производстве колесных сталей на электрометаллургическом комплексе «Эколант». Это самый масштабный проект металлургии в современной России. Период его реализации – с 2020 по 2026 гг. В проект вложено 150 млрд рублей, он характеризуется низким уровнем выбросов СО2 – в 3 раза меньше, чем в классической технологии. На заводе планируется изготавливать блюмы (круглые заготовки) диаметром от 170 до 455 мм, которые в дальнейшем планируется использовать при производстве железнодорожных колёс.
Начальник ЦЗЛ Актюбинского рельсобалочного завода Александр Ласковый доложил о развитии линейки рельсовой продукции в Казахстане. Это единственный производитель рельсов в Республике, запущенный в 2016 году КТЖ совместно с частными инвесторами. Сертификация продукции производится по Техническому регламенту Таможенного союза. Проектная мощность завода составляет 430 тысяч тонн в год. Актюбинский завод является третьим в мире (после Австрии и Китая) и единственный среди стран ЕЭС и СНГ по выпуску рельсов длиной до 120 метров. АРБЗ будет единственным производителем рельсов в странах СНГ, производящим рельсы для высокоскоростных дорог (ДТ350ВС). В июле запланированы сертификационные испытания рельсов этого типа.
Заместитель генерального директора АО «ВНИИЖТ» Алексей Сухов выступил с докладом о проводимых институтом работах в области взаимодействия системы «колесо-рельс». Он рассказал о причинах изломов рельсов: износе и контактной усталости, сварных стыках, а также усталостных трещинах. Крайне важным фактором является и качество болтовых отверстий. Повышение качества сварки могло бы сократить число изломов. Сейчас АО «ВНИИЖТ» проводит комплексные исследования по оценке взаимодействия элементов системы «колесо-рельс». Результатом проведения данной работы планируется снижение затрат на износ до 30%, увеличение пропускной способности, создание цифровых моделей и мультипликатор эффектов: путь, вагоны, локомотивы, энергетика.
Темой выступления генерального директора ТОО «Камкор Вагон» Сакена Тулебаева стал «Ремонт грузовых вагонов. Современные вызовы». ТОО «Камкор вагон» образовано в 2010 г. и занимается всеми видами ремонта грузовых вагонов и их составных частей. Сакен Тулебаев в ходе выступления акцентировал внимание на необходимости увязки гарантийных сроков эксплуатации деталей и узлов тележки с нормативами межремонтного срока как серийных,так и инновационных вагонов. Также он выступил с предложениями введения системы планово-предупредительного ремонта вагонов и необходимости проведения технической экспертизы Методики измерений предельно допустимых в эксплуатации износов узлов и деталей тележки модели 18-100, превышение которых может привести к сходу с рельсов.
Заместитель начальника департамента АО «ФГК» Сергей Романов доложил о проблемах использования контрафактных запасных частей грузовых вагонов. Он рассказал об аварийных случаях, связанных с изломом оси из-за применения контрафакта. Сергей Романов предложил запретить эксплуатацию ранее забракованных при ремонте колесных пар, а также рассмотреть вопрос о возможности эксплуатации колесных пар, имеющих признаки восстановления знаков маркировки, отремонтированных капитальным ремонтом со сменой элементов до 01.01.2020. Кроме того, он отметил важность работы НП «ОПЖТ» по формированию системы управления жизненным циклом комплектующих грузовых вагонов.
Директор НПК «Тулажелдормаш» Дмитрий Раенок рассказал о сервисном обслуживании современных путевых машин по принципу контракта жизненного цикла. Он предложил улучшить систему сервисного обслуживания машин по ряду показателей, что позволило бы снизить простои машин в сезон путевых работ, а также улучшить качество их обслуживания и использования. В частности, он предложил не транспортировать путевые машины к месту ремонта, а высылать для ремонта мобильные бригады. Периодические технические обслуживания (ТО) могут проводиться на местах дислокации машин, а регламентные ТО – на месте приписки машины. Дмитрий Раенок предложил рекомендовать заказчикам осуществлять приобретение современной путевой техники на условиях контракта жизненного цикла, а также рекомендовать производителям современных путевых машин обеспечить разработку соответствующей документации и организацию полного сервисного обслуживания выпускаемой продукции.
Заместитель дирекции по эксплуатации филиала НК «КТЖ» Толеубай Кенжебеков сделал доклад о системе эксплуатации и ремонта путевых машин железной дороги. Он рассказал о используемых на казахстанских железных дорогах видах путевых машин. В настоящий момент компания закупила 58 машин «Plasser & Theurer». После начала их работы состояние путей радикально улучшилось.
Генеральный директор ООО НПП «АпАТэК» Андрей Ушаков доложил о применении полимерных композитных материалов в вагоностроении и железнодорожной инфраструктуре. Он рассказал о непрерывно увеличивающемся рынке композитных конструкций в железнодорожной отрасли России и зарубежных стран. Первый в мире цельнокомпозитный мост был создан с использованием материалов компании «АпАТэК». Его стоимость значительно ниже железобетонных аналогов. Среди продукции компании для железнодорожной отрасли – композитные и металлокомпозитные накладки для звеньевого пути; водоотводные лотки и крышки из композитных материалов; крыша из композиционных материалов вагона-хоппера; вагон-хоппер с кузовом из ПКМ и др.
Главный специалист по ключевым проектам компании «Кодекс» Михаил Никитенко рассказал о цифровой экосистеме управления требованиями к продукции железнодорожного назначения на примере колесной пары подвижного состава. Задача экосистемы – автоматизация бизнес-процессов по управлению жизненным циклом нормативно-технической документации на предприятии. С помощью цифровой экосистемы рутинные процессы работы с нормативной документацией, процессы формирования, согласования, утверждения требований могут быть эффективно оптимизированы и организованы в командную экспертную работу всех специалистов, участвующих в разработке продукции. Цифровая экосистема может использоваться на всех стадиях производственного процесса и жизненного цикла изделия. Например, при:
• конструировании, проектировании;
• контроле производственных требований на соответствие всей нормативной документации;
• подготовке производства;
• непосредственно производстве изделия;
• контроле качества реализации требований в производственном процессе;
• контроле качества произведенной продукции;
• реализации требований на стадиях эксплуатации и утилизации.
Вице-президент НП «ОПЖТ», генеральный директор ООО «ИЦПВК» Олег Сеньковский посвятил свой доклад реализации механизма взаимопризнания результатов инспекторского контроля подвижного состава, комплектующих узлов и деталей. Он рассказал о временной рабочей группе Экспертной группы Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества. Группа будет заниматься подготовкой предложений по реализации механизма взаимного признания результатов приемки и клеймения подвижного состава, комплектующих узлов и деталей, принятых на производственных площадках государств-участников Содружества уполномоченными инспекциями железнодорожных администраций. Утверждение состава и выбор руководителя временной рабочей группы состоится в рамках запланированного в период с 6-7 июля 2021 г. заседания Экспертной группы совета. Также Олег Сеньковский рассказал о реализации проекта Электронный инспектор – системы, позволяющей формировать паспорта качества на продукцию в электронном виде. В этом году к «Электронному инспектору» планируют подключиться 42 предприятия, изготавливающих 15 видов продукции.
Во второй день международной конференции делегация НП «ОПЖТ» посетила железнодорожный кластер Railways Systems KZ в г. Экибастузе
В рамках визита делегация ознакомилась с производством пяти входящих в кластер компаний:
• производство цельнокатаных колес (Проммашкомплект);
• выпуск железнодорожных осей, формирование и сборка колесных пар (R.W.S. Wheelset);
• производство стрелочной продукции (ПРОММАШ.KZ);
• производство всех элементов скрепления верхнего строения пути (R.W.S.Concrete);
• выпуск железнодорожных брусьев и шпал (P.W.S.Binding).
Railways Systems KZ является примером создания вертикально-интегрированной бизнес модели, охватывающей производства от элементов верхнего строения пути до производства высокоответственных комплектующих подвижного состава, таких как цельнокатаные колеса и колесные пары. Ежегодно предприятия кластера производят 200 тысяч железнодорожных колес различного размера, 300 тысяч железобетонных шпал, 42 тысячи железнодорожных осей, 20 тысяч колесных пар, 850 комплектов стрелочного бруса, 3 миллиона комплектов рельсовых скреплений и 4,5 миллиона полимерных прокладок.
ТОО «Проммашкомплект» является первым в Казахстане современным технологическим комплексом по производству цельнокатаных колес. Завод – стал четвёртым в СНГ равноправным производителем колёс для железных дорог, с годовой производственной мощность 200 000 колес и продолжает ее наращивать до 300 000 колес, учитывая потребности вагоностроителей и операторов железнодорожной сети.
Используемые и разрабатываемые технологии соответствует всем требованиям отечественных и зарубежных стандартов по производству, контролю и испытанию колес в состоянии после чистовой механической обработки. На предприятии используются передовые технологии производства – человек касается металла всего в трех точках производственного процесса, все остальное делают роботы.
Действующая на ТОО «Проммашкомплект» система менеджмента бизнеса соответствует требованиям ISO/TS 22163:2017. Квалификация персонала и уровень автоматизации оборудования позволяют разрабатывать и внедрять новые технические решения, осваивать производство колес, под индивидуальные потребности и ожидания заказчиков, с расширенным гарантированным ресурсом, в том числе для скоростного движения более 160 км/час категории А и тяжелонагруженного движения для инновационных вагонов с нагрузкой 27 тонн на ось. Технология производства не имеет аналогов в мире и отличается высокой степенью автоматизации и минимизацией воздействия «человеческого» фактора на качество производимой продукции.
Также в рамках второго дня международной конференции делегация НП «ОПЖТ» посетила угольный разрез «Богатырь», находящийся в г. Экибастуз.
Разрез «Богатырь», проектной мощностью 50 млн тонн угля в год, строился девятью очередями с 1965 по 1979 годы. В 1985 году была достигнута максимальная годовая производительность — 56,8 млн тонн угля. Разрез такой большой единичной мощности был построен впервые в мире и по этому показателю в 1985 году был занесен в книгу рекордов Гиннесса.
Производственная мощность «Богатырь» — 32 млн тонн угля в год.
Горнякам именно этого разреза выпала честь по отгрузке миллиардной тонны угля, добытой на экибастузском месторождении в 2000 году.
Источник: НП «ОПЖТ»