data-caption= data-caption= data-caption=
Согласована предпроектная документация первой на сети РЖД сортировочной заполярной станции Шонгуй

ЖД инфраструктура

 

Технико-экономический совет Октябрьской дороги в минувшую среду согласовал предпроектную документацию первой на сети РЖД заполярной сортировочной станции Шонгуй. Она призвана обеспечить увеличение объёмов железнодорожных перевозок в сообщении с Мурманским морским торговым портом и портом Лавна до 100 млн тонн в год. Начать строительство станции предполагается после 2025 года, ввод в эксплуатацию запланирован в 2030 году. По итогам заседания совета решено направить проект станции Шонгуй в Министерство транспорта РФ для внесения изменений в схему территориального планирования Российской Федерации. 

ОАО «РЖД» и правительство Мурманской области заключили соглашение о стратегическом партнёрстве и взаимодействии на период до 2025 года, согласно которому компания инвестирует в развитие железнодорожной инфраструктуры региона до 43,4 млрд рубЧасть этих средств планируется направить на проектные работы по станции Шонгуй. Её строительство – часть масштабной реконструкции Мурманского транспортного узла, которая затронет все ключевые объекты региона: Беломорск, Апатиты, Мурманск и Лавну.

«В Правительстве РФ рассматривается сценарий грузовой базы для Мурманского транспортного узла в ежегодном объёме 45 млн тонн – как базовый. При этом прорабатываются возможности пропуска через узел 55 млн тонн, 70 млн тонн и 100 млн тонн грузов, – сообщил на заседании технико-технологического совета и.о. главного инженера ОЖД Виктор Иванов. – Проведённые расчёты показывают, что при реализации любого сценария развития Мурманского транспортного узла необходима организация сортировочных мощностей. На сегодняшний день наиболее технологично предусмотреть организацию сортировки увеличенных объёмов вагонопотока именно на станции Шонгуй». 

Сортировочная станция Шонгуй будет перерабатывать экспортный и транзитный грузопоток, направляющийся в Мурманский транспортный узел. Это не только уголь, но и железорудный концентрат, удобрения и контейнерные перевозки по транспортному коридору из Китая в Западную Европу.

За основу компоновки инфраструктуры станции Шонгуй приняты решения, реализованные при строительстве станции Лужская-Сортировочная. Станция Шонгуй будет оснащена микропроцессорной централизацией стрелок и сигналов, комплексной системой автоматизации управления сортировочным процессом, системой дистанционной диагностики ходовых частей подвижного состава, автоматизированными домкратическими замедлителями и маневровой автоматической локомотивной сигнализацией. 

«Новая сортировочная станция станет первой станцией за полярным кругом, и проектные решения должны уделить особое внимание безопасности движения при экстремально низких температурах и обильных, затяжных снегопадах», – отметил Виктор Иванов. По его словам, чтобы обеспечить бесперебойную работу горочного комплекса и всей станции в целом, техническое оснащение станции Шонгуй будет включать системы борьбы со снегом, а при устройстве путей предусмотрено широкое междупутье для беспрепятственной работы снегоуборочной техники.

Ввод в строй станции Шонгуй внесёт коррективы в работу локомотивного хозяйства ОЖД. По словам начальника Октябрьской дирекции тяги Сергея Гришанцева, потребность дороги в электровозах переменного тока серии ЭС5К вырастет с 145 до 233 единиц. Ремонт этих локомотивов в двух-, трёх- и четырёхсекционном исполнении планируется проводить в базовом ремонтном депо Кандалакша, а на заполярной сортировочной станции откроют пункт технического обслуживания локомотивов, где будут производить ТО-2 и экипировку локомотивов, а также дом отдыха локомотивных бригад на 80 мест.

Согласно прогнозным расчётам АО «Институт экономики и развития транспорта», уже в 2023 году объём грузопотока на Мурманском направлении вырастет почти вдвое – до 45 млн тонн (в 2021 году, по данным и.о. главного инженера Октябрьской дирекции управления движением Олега Титова, грузопоток по ОЖД для перевалки на мощностях АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) и ООО «Мурманский балкерный терминал» составит около 25 млн тонн). Из этих 45 млн тонн 18 млн тонн будет пропущено на терминал Лавна, который строят на западном побережье Кольского залива, остальной объём предназначен для ММТП.

Источник: Гудок