data-caption= data-caption= data-caption=
Глава «Роснефти» предложил пересмотреть приоритеты отправки грузов с Восточного полигона

Перевозки

 

Глава «Роснефти» и ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК Игорь Сечин, еще в марте активно поддерживавший рост вывоза угля на восток на условиях «вези или плати», в новом письме в правительство просит не ущемлять интересы других отраслей. Приоритет для угля, полагает он, создаст риски, в том числе для отправки нефтяных грузов. По мнению аналитиков, помимо роста цен на уголь, обострившего конкуренцию за инфраструктуру БАМа и Транссиба, изменение позиции может быть связано с тем, что в целом создание платного механизма для приоритетного вывоза груза стало менее актуальным.

Ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК Игорь Сечин 17 июня направил премьеру Михаилу Мишустину письмо, предложив не давать углю приоритет при вывозе грузов по инфраструктуре Восточного полигона.

Владимир Путин 2 марта поручил увеличить вывоз угля из Кузбасса с текущих 53 млн тонн в год до 68 млн тонн в год в 2024 году. Чтобы это обеспечить, ОАО РЖД и угольщикам поручили до июля заключить долгосрочные договоры на принципах взаимной ответственности, будь то «вези или плати» или его аналог.

Но вокруг новой системы договоров, а прежде всего вокруг идеи ввести для их сторон приоритетный доступ к инфраструктуре Восточного полигона, разгорелись споры — о дискриминации прочих пользователей, неравенстве ответственности сторон и масштабах применения такого механизма.

В последней версии поправок, речь идет только о в целом 18 млн тонн дополнительных поставок из Кузбасса в 2022–2024 годах, и явного указания на приоритетный доступ не содержится.

Распределять эти объемы между угольщиками предлагается на условиях заключения ими с Кузбассом инвестсоглашений, частью которых может стать обязательство вложений в неугольные проекты в регионе.

Игорь Сечин вступил в дискуссию об увеличении вывоза угля на восток в самом ее начале. В своем обращении к президенту он писал о необходимости исполнить решения комиссии по ТЭК от 2018 года о резком наращивании вывоза угля по БАМу и Транссибу, просил не перенаправлять грузопотоки на юг, а также говорил о готовности угольщиков к условиям «вези или плати» и эффективности таких контрактов.

Но в новом письме Игорь Сечин утверждает, что корректировка регулирования не должна предоставлять какой-либо приоритет грузоотправителям угольной продукции: «При регулировании таких перевозок в восточном направлении не должны создаваться потенциальные риски того, что маршруты, традиционно востребованные крупными грузоотправителями, представляющими не менее важные для государства отрасли экономики, в частности предприятия нефтяной промышленности, не заключающими долгосрочных договоров на условиях "вези или плати", будут для них недоступны, учитывая загруженность маршрутов».

В документе говорится, что «подходы, предлагаемые Минтрансом и ОАО РЖД, выходят за пределы поручений президента РФ, искаженно их толкуя, создают вышеуказанные риски и нарушают базовые принципы функционирования товарных рынков в РФ».

Господин Сечин просит Михаила Мишустина поручить ведомствам при формировании подходов к исполнению поручений президента «учитывать сложившиеся логистические цепочки поставки нефтеналивных грузов».

Письмо, согласно резолюции, перенаправлено первому вице-премьеру Андрею Белоусову и министру транспорта Виталию Савельеву. В секретариате господина Белоусова перенаправили в Минтранс, где от комментариев отказались, как и в ОАО РЖД. В «Роснефти» не ответили. Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что вопрос транспортировки угля из Кузбасса в ближайшие дни может быть вынесен на совещание у президента.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров полагает, что изменения в позиции Игоря Сечина могут быть связаны с изменившейся конъюнктурой: цены на уголь — на максимумах, поэтому участники рынка увеличили отгрузки до уровней, превышающих возможности инфраструктуры в период летних путевых работ. Уже сейчас у нефтяников возникают проблемы, и «Роснефть», которая в конце 2020 года заключила с ОАО РЖД долгосрочное соглашение об объемах в обмен на скидки, испытывает «обоснованное беспокойство относительно стабильности отгрузок». Эксперт добавляет, что с учетом активизации работ на БАМе и Транссибе и улучшения контроля за использованием их провозной способности необходимость создания механизма платной приоритизации отгрузок уже не так очевидна.

Источник: Коммерсантъ