Пригородные перевозчики просят о господдержке при закупке электричек для обновления парка. ОАО РЖД оценивает потребность своих компаний в вагонах в 2 тыс. единиц до 2030 года более чем на 230 млрд руб., крупнейший пригородный перевозчик ЦППК — в 3 тыс. единиц. Среди предлагаемых мер — финансирование скидки для покупателей, субсидирование лизинга и утилизации. По мнению экспертов, уже до 2024 года пригородному комплексу понадобятся 5 тыс. вагонов электричек стоимостью свыше 500 млрд руб., и для нужны более масштабные субсидии — в частности, долгосрочное субсидирование лизинга, покрывающее его полную стоимость.
ОАО РЖД обсуждает с сенаторами и правительством меры поддержки перевозок в пригородном сообщении. Как сообщил в ходе парламентских слушаний в Совете федерации начальник департамента пассажирских перевозок ОАО РЖД Николай Костенко, чтобы обновить выбывающий подвижной состав для пригородных перевозок, только перевозчикам в рамках холдинга ОАО РЖД необходимо порядка 2 тыс. вагонов до 2030 года на сумму свыше 230 млрд руб.
По его словам, сейчас ОАО РЖД прорабатывает параметры долгосрочных контрактов с производителями подвижного состава, в том числе оценивает необходимость господдержки. «В качестве одной из мер можно рассматривать субсидии производителям по аналогии с постановлением правительства №157 от 2018 года (подразумевает субсидирование при условии предоставления производителем покупателю скидки на новую технику). Также мы предлагаем рассмотреть возможность применения практики субсидирования лизинга и поддержки покупателей посредством субсидии на утилизацию, которая распространена в других отраслях»,— заявил господин Костенко, отметив, что это позволило бы ускоренными темпами обновить парк.
Пригородные перевозки составляют основную часть железнодорожного пассажирского сообщения, на них приходится более 90% пассажиропотока.
В пандемическом 2020 году на сети ОАО РЖД перевезено в пригородном сообщении 801,9 млн человек, что на 25,8% меньше, чем в 2019 году. Более половины из них (447,9 млн пассажиров) перевезла «Центральная ППК» (ЦППК, подконтрольна структурам Андрея Бокарева и Искандара Махмудова), не входящая в периметр ОАО РЖД. В первом полугодии 2021-го ОАО РЖД перевезло электричками 461,7 млн человек, что на 31% больше, чем годом ранее, но все еще существенно меньше, чем в доковидном 2019 году.
Исполнительный директор ЦППК Иван Конев сообщил, что до 2030 года для выполнения всех заказов регионов по перевозке пассажиров ЦППК необходимо закупить почти 3 тыс. современных вагонов пригородных электропоездов. Компания непрерывно обновляет парк, говорит он,— «за последние восемь лет мы приобрели 2218 новых вагонов». Господдержка позволит продолжить обновление парка подвижного состава, отмечает господин Конев.
Но в Минпромторге сообщили, что в бюджете на 2020–2022 годы такие меры поддержки не предусмотрены.
«При этом Минпромторг поддерживает необходимость заключения долгосрочных контрактов на машиностроительную продукцию»,— сообщили там. В министерстве добавили, что предоставляют господдержку на компенсацию части затрат на проведение НИОКР, «в том числе на разработку новых типов подвижного состава в соответствии с заявленными потребностями ОАО РЖД».
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук подчеркивает, что представитель ОАО РЖД говорит только о пригородных компаниях холдинга и 2030 годе, тогда как с учетом компаний вне монополии, по расчетам ИПЕМ, потребность в парке уже до 2024 года составит порядка 5 тыс. вагонов общей стоимостью свыше 500 млрд руб. По словам господина Савчука, меры, предлагаемые ОАО РЖД, смягчат проблему, но полностью ее не решат. Так, говорит эксперт, поддержка лизинга, обычно краткосрочная, в данном случае должна распространяться на срок свыше десяти лет, а с учетом того, что при лизинге стоимость вагона возрастает в 2,5 раза, субсидироваться должна вся сумма лизинга. В любом случае, отмечает он, господдержка должна распространяться не только на ОАО РЖД, но и на других пригородных перевозчиков.
Источник: Коммерсантъ