data-caption= data-caption= data-caption=
Операторы подвели итоги полугодия: растут погрузка, парк и ставки

Перевозки

 

В Союзе операторов железнодорожного транспорта подвели итоги полугодия. Разберем главные показатели работы железных дорог за эти 6 месяцев.

Навалили грузов

Как отметили авторы обзора, в январе – июне 2021 года экономика и промышленность восстанавливались после кризиса, связанного с пандемией коронавируса COVID-19. По данным Росстата, промышленное производство за I полугодие 2021-го выросло на 4,4% к аналогичному периоду прошлого года. При этом производство в перерабатывающих отраслях выросло на 6,4%, а в добывающих в целом роста не было. «Соответственно общему росту промышленности увеличивались погрузка и грузооборот железнодорожного транспорта», – говорится в обзоре рынка от СОЖТ.

По итогам работы в I полугодии 2021 года общий объем погрузки по сети ОАО «РЖД» составил 632,7 млн т, что выше показателя аналогичного периода прошлого года на 4,6%. Превышение погрузки над уровнем прошлого года было зафиксировано уже в марте – апреле (на 2,2 и 6,9% соответственно), а в мае и июне восстановление стало устойчивым.

В СОЖТ отметили, что рост погрузки зафиксирован по большинству важнейших номенклатурных групп грузов.

Погрузка каменного угля выросла на 10,4% (или на 17,5 млн т) относительно аналогичного периода прошлого года, но при этом по-прежнему остается ниже показателя I полугодия 2019 года (на 0,7%, или 1,3 млн т). Как отметили в СОЖТ, погрузка угля традиционно сильно коррелирует с его добычей: по итогам полугодия добыча угля выросла на 8,4% к прошлому году. Рост погрузки связан с высокими ценами на энергетический уголь в 2021-м, которые не только более чем двукратно превысили цены 2020 года, но и побили рекорды 2018-го. «Холодная зима привела к снижению запасов газа в европейских хранилищах. Так, по данным Bloomberg, объемы топлива снизились на 25% по сравнению со средним уровнем за последние 5 лет, что и вынудило ряд стран ЕС вернуться к угольной генерации. В результате вместо продолжения тренда на отказ от угольной генерации в Европе потребление угля в I полугодии 2021 года выросло в Германии, Испании и Чехии. Кроме того, как отмечают отраслевые эксперты, высокие цены на уголь в Азиатско-Тихоокеанском регионе поддерживаются возросшим спросом со стороны Китая», – уточняют аналитики союза.

Погрузка черных металлов выросла на 1,4% (на 0,5 млн т) за счет роста спроса на продукцию отечественной металлургии со стороны зарубежных потребителей. Вместе с тем показатели рынка металлов в июне создают неопределенность относительно ситуации во второй половине года. По прогнозам многих аналитиков, в II полугодии спрос на металлы в мире (включая такого крупного потребителя, как Китай) может снизиться.

Погрузка зерна увеличилась на 15% (на 1,6 млн т). Рост погрузки связан с тем, что в 2020 году в России собрали 133,5 млн т зерновых. По сравнению с 2019-м урожай зерна в России в прошлом году вырос на 10,1%, пшеницы – на 15,4%. Представители союза отмечают, что перевозки зерна на экспорт растут более высокими темпами, чем внутренние перевозки (+17,6% прирост на экспорт против +12% прироста во внутригосударственном сообщении по итогам I полугодия 2021 г). Несмотря на принятые меры по некоторому сдерживанию экспорта зерна, по итогам I полугодия 2021 года доля экспорта составила 54,5% против 53,4% по итогам I полугодия прошлого года. Подобный рост также связан с тем, что в январе – феврале 2021 года, в ожидании введения экспортных пошлин, погрузка на экспорт росла рекордными темпами.

Многие грузоотправители отмечают, что происходит переключение перевозок зерна с автомобильного на железнодорожный транспорт. Это связано с тем, что с апреля введены ограничения по весу для автомобильных перевозчиков. В основном переключение с автомобильного транспорта на железнодорожный наблюдается при внутрироссийских перевозках зерна на не очень большие расстояния. Так, при перевозках на расстояния до 400 км, перевозки зерна возросли в 1,2 раза.

Погрузка лесных грузов выросла на 3,1% (на 0,65 млн т), цемента – на 7,2% (на 0,8 млн т), промсырья – на 8,9% (1,4 млн т), химических и минеральных удобрений – на 4,7% (на 1,5 млн т), зерна – на 15,0% (на 1,6 млн т). Сильно выросла позиция «импортные грузы» – на 29% (или на 1,6 млн т).

При этом снизилась погрузка нефти и нефтепродуктов на 0,4% (или на 0,4 млн т), строительных грузов – на 2,3% (или на 1,5 млн т), химикатов и соды – на 1,8% (или на 0,2 млн т).

Несмотря на рост погрузки нефти и нефтепродуктов в мае и в июне (+9,8% и +10,2% к соответствующим месяцам прошлого года), снижение погрузки, произошедшее в I квартале, полностью не компенсировано. Снижение объемов перевозок коррелирует со снижением объемов добычи, публикуемых, которая в I полугодии 2020-го снизилась к I полугодию 2019-го на 4,9%, а за 6 месяцев 2021 года снизилась к 6 месяцам 2020-го на 2,4%, а нефть без учета газа снизилась на 3,6%.

Как отмечают аналитики, снижение добычи нефти связано с обязательствами России в рамках договора с ОПЕК+. Кроме того, вклад в снижение погрузки на железнодорожный транспорт (особенно в II квартале) внесло то, что отгрузка нефтепроводами увеличивалась. «Впрочем, здесь необходимо сделать оговорку, что все вышесказанное имеет отношение лишь к абсолютным значениям. Если учесть, что добыча и погрузка, помимо этого, зависит от количества дней в периоде, и пересчитать погрузку в среднесуточные показатели, то снижения в 2021 году по отношению к 2020-му не будет. Вместо снижения на 0,4% будет рост на 0,1%. Поэтому можно считать, что погрузка нефти и нефтепродуктов в 2021 году не отличается от погрузки в 2020-м, хотя это и не отменяет общего тренда на снижение этого показателя на горизонте последних 6–7 лет», – добавили в СОЖТ.

«В общей погрузке грузов железными дорогами важнейшими номенклатурами по-прежнему являются каменный уголь и нефть и нефтепродукты. При этом динамика долей этих грузов противоположна. Доля каменного угля постепенно увеличивается: если в I полугодии 2020 года она составляла 27,7%, то по итогам I полугодия 2021-го достигла уровня 29,3%. Доля нефти и нефтепродуктов постепенно уменьшается: в I полугодии 2020 года она составляла 17,7%, а по итогам I полугодия 2021-го снизилась до 16,9%», – рассказывают аналитики СОЖТ.

Также в союзе отметили поступательное увеличение доли грузов в контейнерах: если в I полугодии 2020 года их доля составляла 3,3% от всей погрузки по сети, то по итогам I полугодия 2021-го эта доля достигла 3,6%.

От грузооборота до технической скорости

В рассматриваемом периоде увеличивались и остальные показатели грузовых перевозок. Так, грузооборот по инфраструктуре РЖД оказался выше показателя прошлого года на 5,2%.

Средняя дальность перевозок всех грузов составила 1891 км, что на 1,8% выше, чем в I полугодии 2020-го. При этом средняя дальность перевозки таких массовых сырьевых грузов, как уголь или нефтеналивные грузы, немного снизилась (угля на 0,8%, или на 22 км, нефти и нефтепродуктов – на 2,3%, или на 37 км). Тогда как дальность перевозок грузов промышленного сектора – метизов, автомобилей, оборудования, машин, станков, двигателей, остальных сборных грузов и т. п. – наоборот, увеличилась.

Распределение перевозок по видам сообщения в целом остается стабильным.

Любопытно отметить, что по итогам 6 месяцев 2021 году доходы ОАО «РЖД» от грузовых перевозок выросли на 9,8%, при этом доходная ставка в расчете на тонно-км выросла на 4,3%, а доходная ставка в расчете на тонну увеличилась на 6,1%.

Среди качественных показателей эксплуатационной работы эксперты СОЖТ обращают внимание на то, что оборот грузового вагона рабочего парка составил 16,5 суток (395,6 часа), что на 6,3% (или на 26,4 ч) ниже, чем показатель аналогичного периода прошлого года (17,6 сут., или 422 ч). Из общего снижения величины оборота вагона на 26,4 ч наибольшее снижение приходится на элементы «время нахождения под грузовыми операциями» (на 4,9%, или 10,2 ч) и «время нахождения на технических станциях» (-10,2%, или 13,6 ч). При этом время нахождения под грузовыми операциями, несмотря на снижение в абсолютном измерении (в часах), одновременно выросло в качестве доли от общей величины оборота вагона (рис. 12) с 49,1 до 49,8%.

Средняя участковая скорость грузового поезда на инфраструктуре РЖД снизилась на 3,1% относительно аналогичного показателя соответствующего периода прошлого года и составила 41,4 км/ч. Техническая скорость по итогам 6 месяцев 2021 года оказалась на 1,2% ниже уровня аналогичного периода прошлого года и составила 45,6 км/ч.

Контейнеры не сдаются

В I полугодии 2020 года по инфраструктуре ОАО «РЖД» во всех видах сообщений было перевезено 3,1 млн TEU, что на 15,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них во внутрироссийском сообщении было отправлено около 1,2 млн TEU (+7,7% к аналогичному периоду прошлого года), в экспортном – 0,8 млн TEU (+8,1%), в импортном – 0,7 млн TEU (+18,0%), в транзитном сообщении – 0,5 млн TEU (рост в 1,5 раза).

Всего за I полугодие 2021 г., по данным РЖД, в контейнерах перевезено более 31 млн т грузов (+18,1% к аналогичному показателю I полугодия прошлого года).

Перевозки груженых контейнеров за январь – июнь 2021-го выросли на 22,3% к аналогичному периоду прошлого года и составили более 2,2 млн TEU, в том числе: химикатов и соды – 373,4 тыс. TEU (+9,4% к аналогичному периоду прошлого года), лесных грузов – 293,5 тыс. TEU (+9,3%), промтоваров – 219,0 тыс. TEU (рост в 1,4 раза); метизов – 200,7 тыс. TEU рост в 1,4 раза), машин, станков, двигателей – 180,0 тыс. TEU (рост в 1,4 раза), автомобилей и комплектующих – 143,7 тыс. TEU (+38,9%), черных металлов – 120,4 тыс. TEU (+24,2%), цветных металлов – 76,8 тыс. TEU (+13,8%); строительных грузов – 68,9 тыс. TEU (+22,6%); химических и минеральных удобрений – 25,1 тыс. TEU (+20,5%); остальных и сборных грузов – 78,2 тыс. TEU (+37,3%). Вместе с тем по нефти и нефтепродуктам зафиксировано снижение объемов их перевозок в контейнерах – погружено 36,5 тыс. TEU, что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 13,1%.

Кроме того, за I полугодие 2021 года перевезено 15 тыс. TEU c каменным углем (0,5 млн тонн). Еще один груз, который начал активно перевозиться в контейнерах, – это зерно. Пока объем этот невелик, 15 тыс. TEU по итогам I полугодия 2021-го, но это в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Растут и парк, и ставки

По состоянию на июнь 2021 года парк грузовых вагонов на сети РЖД составил 1218,2 тыс. ед. и увеличился к июню прошлого года на 34,0 тыс. ед., или на 2,9%. Рабочий парк грузовых вагонов составил 1012,4 тыс. ед., сократился на 4,4 тыс. вагонов, или на 0,4%. К декабрю 2020-го общий парк вагонов вырос на 1,2%, или на 15,3 тыс. ед., а рабочий парк увеличился на 1,5%, или на 15,5 тыс. ед.

Общий парк полувагонов на сети РЖД составил 580,8 тыс. ед., что выше показателя июня прошлого года на 2,8%, или на 16,1 тыс. ед. Рабочий парк полувагонов составил в июне 497,2 тыс. ед., он снизился на 2,1% (на 10, 6 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020 года. Относительно декабря 2020-го общий парк полувагонов вырос на 1,2%, или на 6,9 тыс. ед., а рабочий парк увеличился на 1,8%, или на 8,8 тыс. ед.

Общий парк крытых вагонов составил 58,1 тыс. ед., что выше показателя июня прошлого года на 4,7% или на 2,6 тыс. ед. Рабочий парк крытых вагонов составил в июне 45,6 тыс. ед., он вырос на 1,6% (на 0,7 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020-го. По отношению к декабрю 2020 года общий парк крытых вагонов вырос на 1,9%, или на 1,1 тыс. ед., а рабочий парк увеличился на 5,8%, или на 2,5 тыс. ед.

Парк универсальных платформ составил 65,8 тыс. ед., что ниже показателя июня прошлого года на 0,9%, или на 0,6 тыс. ед. Рабочий парк платформ составил в июне 29,8 тыс. ед., он уменьшился на 6,9% (на 2,2 тыс. ед.) по сравнению с июнем 2020 года. По отношению к декабрю 2020-го общий парк платформ (универсальных) уменьшился на 1,5%, или на 1,0 тыс. ед., а рабочий парк уменьшился на 4,8%, или на 1,5 тыс. ед.

Средняя арендная ставка по основным родам подвижного состава в Российской Федерации в июне 2021 года составила 1154 руб. Средняя суточная ставка аренды полувагона в июне 2021 году составила 850 руб., что на 3% выше, чем в июне 2020-го, и на 55% ниже, чем в июне 2019 года. Суточная ставка аренды цистерны для нефтепродуктов в июне 2021 года. составила 1025 руб., крытого вагона – 1150 руб., а универсальной платформы – 990 руб.

В I полугодии 2021-го на российском рынке цены предложения на крупное вагонное литье оставались ниже уровня 2020 года. Но по некоторым позициям, например по боковым рамам и надрессорным балкам, уже в мае – июне наметилась тенденция роста, а по цельнокатаному колесу тенденция роста зафиксирована в июне.

Средние цены на колесные пары, несмотря на некоторые колебания в январе и феврале, в целом в I полугодии 2021-го были ниже уровня прошлого года. Вместе с тем необходимо отметить, что уже в июне была зафиксирована тенденция к росту цен, а кроме того, в конце июня многие операторские компании получили ценовые предложения на июль и август 2021-го, согласно которым цена, например, на цельнокатаное колесо должна увеличиться на 12%, а на колесную пару СОНК – на 7%. Указанные увеличения связаны с дефицитом колес из-за закрытия российского рынка для производителей с Украины, а также с общим повышением цен на металлы, отметили аналитики СОЖТ.

Источник: РЖД-Партнер