data-caption= data-caption= data-caption=
Резкий рост транзитных грузоперевозок между Китаем и Европой усложнил работу российских пунктов пропуска

Перевозки

 

Резкий рост транзитных грузоперевозок между Китаем и Европой на фоне борьбы с коронавирусом необычайно усложнил и иногда парализовал работу российских пунктов пропуска. На автомобильных погранпереходах скапливаются сотни фур, а водители вступают в драки за место в очереди. На железной дороге тоже наблюдаются заторы, в чем ОАО «РЖД» винит строгие карантинные меры со стороны Китая, а участники рынка – также нехватку порожних контейнеров и сбои в работе российской сети. Новая вспышка коронавируса в КНР грозит усугубить эти проблемы.

В последние два года сухопутные перевозки азиатских грузов через территорию РФ растут невиданными прежде темпами. Если в 2020 году транзит контейнеров по сети ОАО «РЖД» на маршруте Китай – Европа – Китай превзошел показатели 2019 года за три квартала, то в этом году – всего за полгода. Всплеск транзита по суше вызван как восстановлением мировой экономики после пандемии, так и беспрецедентным – в семь раз – взлетом ставок морского фрахта в сообщении Китай – Европа. Кроме того, на участников рынка повлиял инцидент с блокировкой Суэцкого канала в марте.

Резкий приток грузов обнажил неготовность инфраструктуры. Так, по словам многих участников рынка, критическая ситуация сложилась на крупнейшем сухопутном переходе Забайкальск – Маньчжурия, где есть как железнодорожный, так и автомобильный пункт пропуска. «По нашим субъективным оценкам, на территориях рядом с погранпереходом в ожидании заезда ежедневно находится около 500 автомобилей, в среднем машина стоит неделю, – рассказывает руководитель направления автоперевозок из Китая «Траско» Максим Игнатов. – Неделя простоя одного автомобиля обходится компании примерно в 150 тыс. руб.«. По его словам, значительное осложнение ситуации на границе наблюдается с мая. Сроки доставки увеличились на две-три недели, говорит руководитель московского отдела международного экспедирования логистической компании «Даксер» Артем Викторович.

Антитела к транзиту

Первопричина проблемы – повышенные меры эпидемиологической безопасности, введенные Китаем. Так, по данным Минтранса, с 17 апреля 2020 года количество въезжающих в КНР грузовых транспортных средств (ТС) было снижено до 12 в сутки, с июня 2020 года было увеличено до 60 автомобилей в сутки.

При этом источники на рынке говорят, что до COVID-19 через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия проезжало примерно 150-200 грузовиков в день. Сейчас же порой квот нет совсем. Учредитель VIG Trans Игорь Ребельский говорит, что в январе – феврале власти КНР на две недели полностью остановили пропуск машин на свою территорию по причине разбирательств в коррупционных схемах по выдаче квот для российских перевозчиков.

Власти Китая ввели именную систему квотирования. Китайский грузоотправитель или работающий на территории КНР агент подает заявку в электронную очередь в Китае и, когда та до него доходит, заявляет номер машины, которая на следующий день должна будет зайти из России в Китай и загрузиться.

По данным участников рынка, сейчас Китай нарастил квоту до 100 грузовиков в сутки. Но МАПП «Забайкальск» может обработать на заезд в Китай только примерно 80 порожних автопоездов. Китайская очередь каждые сутки формируется заново, и те 20 грузовиков, которые не успели заехать в предыдущий день, должны снова встать в нее. «Машины пытаются в эту очередь прорваться, объезжая по полю или по встречной полосе, – рассказывает господин Игнатов. – В очереди возникают конфликты, прежде всего между водителями Забайкальского края и Бурятии и дальнобойщиками из других регионов. Порой доходит до драк за порядок заезда. Серьезно избили водителя московского федерального перевозчика, из очереди его увезли на скорой в бессознательном состоянии». Машины, получившие пропуск, но не успевшие въехать, вынуждены отправляться в конец очереди, и это существенно обостряет и без того напряженную обстановку, подтверждает директор по развитию бизнеса Gebrueder Weiss Николай Гладун.

«Мы загружаем в среднем десять машин в неделю, и стабильно одна-две остаются в РФ в ожидании следующей квоты», – рассказывает Ирина Синявская, руководитель подразделения автомобильного экспедирования Stalogistic. «Примерно месяц назад приезжала читинская транспортная служба и контролировала заторы, потому что фуры зачастую не давали проехать другим машинам, – рассказывает она. – Пиковая ситуация на погранпереходе наблюдалась две-три недели назад. Сейчас на границе свободнее, но порядок прохода сохранился: кто проворнее, тот и прошел». По словам госпожи Синявской, приоритет проезда сейчас отдается машинам с рефрижераторными грузами, фруктами и овощами, даже при наличии квоты, если на границу внезапно прибудет партия с рефгрузом – ему нужно будет уступить дорогу.

Круговорот грузовиков на границе

Еще одна проблема – тестирование водителей. «Российские водители, въезжающие на территорию КНР через пункт пропуска «Маньчжурия», должны предоставить справку с отрицательным ПЦР-тестом, сделанным не ранее семи дней назад, – рассказывают в Минтрансе. – Дополнительное тестирование также проводится на китайской стороне».

Третья проблема – заработавшая в декабре 2020 года система бесконтактного взаимодействия на пунктах пропуска. Как отмечают в ФТС, китайская сторона разработала следующую схему: грузовой автомобиль заезжает в пункт пропуска КНР, оставляет прицеп, затем возвращается в Россию без него. После того как в Китае прицеп загружен товарами, автомобиль снова въезжает и забирает прицеп в Россию. «Подобная схема значительно увеличивает количество времени на оформление каждого въезда / выезда одного автомобиля и существенно увеличивает нагрузку на российские таможенные органы», – говорят в ФТС. О перецепной системе, когда китайский тягач отбуксовывает российские прицепы на нейтральную территорию, где товар перегружается в ТС китайских перевозчиков для дальнейшего движения по стране, говорит и Николай Гладун.

Разгрузка ТС, говорят в Минтрансе, производится в день заезда по мере разгрузки уже находящихся на территории КНР российских автомобилей. Остальные грузовики находятся на российской территории в ожидании въезда в КНР. «При данных условиях количественный состав убывших из России автомобилей снижается, вследствие чего возникают очереди в ожидании пропуска», – резюмируют в министерстве.

В ФТС подтверждают скопление грузового автотранспорта у погранперехода МАПП «Забайкальск»: «По состоянию на 8:00 утра 6 августа количество автомобилей перед пунктом пропуска составило 258 единиц. Однако причиной простоя не являются российские таможенные органы». В ФТС отмечают, что информация о пропуске лишь части китайской квоты в 100 машин «не соответствует действительности», говоря о том, что «через МАПП «Забайкальск» таможенную границу ЕАЭС ежедневно в обоих направлениях пересекают в общей сложности свыше 300 транспортных средств, в том числе по направлению «въезд в РФ» до 80 единиц груженых транспортных средств и до 25 единиц новой техники, перемещаемой через таможенную границу в качестве товара (своим ходом)».

Ускорить своих и чужих

В ФТС говорят, что таможенные органы пытаются ускорить процедуру оформления:

Читинской таможней в отдел таможенного оформления и таможенного контроля №1 прикомандированы должностные лица иных структурных подразделений таможенного поста МАПП «Забайкальск», а также дополнительно организовано пять рабочих мест. В Минтрансе сообщают, что в этом году уже направляли обращения в адрес китайского Минтранса и главного таможенного управления. «Вопрос ограничения проезда транспортных средств планируется обсудить с китайской стороной в рамках заседания рабочей группы по пунктам пропуска подкомиссии по сотрудничеству в области транспорта комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая, которая состоится во второй половине августа», – говорят в министерстве.

Дальнейшее развитие ситуации спрогнозировать сложно, говорит Ирина Синявская, с учетом зарегистрированных в Китае новых вспышек заболевания: «Китайских водителей начинают тщательнее проверять на коронавирус, что удлиняет транзитные сроки».

Игорь Ребельский говорит, что помимо низкой пропускной способности погранперехода проблема и в огромном количестве грузов, скапливающихся на складах в городе Маньчжурия. Это подтверждает Артем Викторович, говоря, что время консолидации грузов на приграничных и нейтральных зонах увеличилось до двух-трех недель, что существенно сказалось на транзитных сроках доставки.

Вместе с тем ряд перевозчиков говорят, что проблема несколько сгладилась. «Сейчас время ожидания в очереди сократилось до двух-трех дней, – говорит трейд-лейн-менеджер AsstrA Владислав Антонов. – Эти явления постоянны, и периодически ситуация ухудшается». «В июне мы наблюдали значительные очереди на въезд в Китай, – говорит руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов. – Временные задержки составляли 8-12 дней. В настоящий момент очереди сократились, и перевозчики тратят два-три дня на проезд через погранпереход Забайкальск – Маньчжурия. Были приняты некоторые меры: на границе находятся несколько инспекторов ДПС, которые следят, чтобы водители не объезжали очередь».

Гендиректор и сооснователь Alltrucks Михаил Мезенцев отмечает, что рост спроса на трансграничные перевозки с Китаем помимо прочих факторов также вызван тайфуном в порту Шанхая и заторами на железнодорожных погранпереходах – проще перевести груз через границу автотранспортом, чтобы потом вновь поставить его на железную дорогу. По словам господина Мезенцева, может помочь запуск моста Благовещенск – Хэйхэ, который позволит дополнительно пропускать до 650 грузовиков в сутки.

На рельсах те же проблемы

Отправки в Китай по железной дороге тоже тормозятся. В ОАО «РЖД» ждут роста перевозок груза в контейнерах в направлении Китая на 8,5% в этом году. «Есть затруднения, связанные с приемом контейнеров, которые едут в Китай через порты Дальнего Востока, – рассказывает замгендиректора ОАО «РЖД» Алексей Шило. – То есть судно отгружается, после этого стоит несколько дней в связи с неприемом китайскими портами». По данным ОАО «РЖД», проблемы связаны в том числе с тем, что, если у одного докера выявили вирус, всю смену отправляют на карантин. «Такая же ситуация у нас была в прошлом году в Маньчжурии: там технология приема-передачи выстроена таким образом, что наши работники приезжают в Маньчжурию и работают с грузами, прибывающими из Китая, на их территории, – говорит господин Шило. – И у нас были серьезные сложности с прохождением всех санитарных процедур. В конечном итоге мы пришли к необходимости полностью изменить технологию и прекратили отправлять туда своих людей».

Ситуация с пунктами пропуска, говорит господин Шило, пока кардинально не меняется. «Нарастающим итогом за июль снизили объем перевозок всех грузов из России в Китай на 11,5%, в первые дни августа снижение составило 27,7%, по углю – 45%, – сообщил он. – Есть дополнительные опасения у коллег в связи с новой вспышкой корона вирусной инфекции, и мы ожидаем, что здесь прорывных изменений не будет». Более того, как признается Алексей Шило, общий план погрузки ОАО «РЖД» на 2022 год, предполагающий рост на 2,2% к 2021 году, во многом «будет зависеть от того, как будет работать с приемом грузов Китай».

При этом работающие с железной дорогой компании отмечают и наличие проблем в РФ. «Российская сторона не справляется с объемом перевозок, не может предоставить необходимое количество железнодорожных платформ», – говорит гендиректор таможенного брокера КВТ Юлия Шленская.

«На стороне Забайкальска наблюдается дефицит порожних вагонов «Трансконтейнера», контейнеры стоят в ожидании перегруза по четыре яруса, – рассказывает Игорь Ребельский. – На Ворсино поезда отгружаются в нынешнем дефиците один-два раза в неделю, как и на Белый Раст, как и на Колядичи. Срок ожидания с момента прибытия в Забайкальск до момента отгрузки сейчас составляет до шести дней. Также искусственно сдерживается входящий поток контейнерных поездов из Маньчжурии, поэтому скопление поездов стоит на китайской стороне по два-четыре дня (в ожидании передачи в Забайкальск)». Юлия Шленская говорит, что Китай не дает вагоны на Россию, так как здесь те надолго застревают на перегрузке на другую колею. «Вагон приезжает на переход с китайской стороны и ждет, пока российская сторона согласится принять состав, а согласится она тогда, когда будет свободное место, – говорит она. – На российской стороне вечно то пробка, то ветер, то нет порожняка, то мост смыло. Неделя ожидания – это нормально. Сейчас, прежде чем попасть на переход, составы отстаивают за несколько станций до него».

Сложная ситуация сейчас наблюдается на всех погранпереходах, говорит директор Rail Cargo Logistics – RUS Андрей Детинкин: «Объем контейнерных перевозок стабильно растет из года в год, а ситуация с погранпереходами почти не меняется. Большинство из них – Забайкальск, Замын-Ууд, Брест – находятся в плохом состоянии и уже не справляются с текущими объемами».

Источник: Коммерсантъ