В режиме видеоконференции 10 августа 2021 г. состоялось заседание Комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу. Заседание провел председатель Комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу, генеральный директор АО «СГ-транс» Сергей Калетин.
В заседании приняли участие руководитель ФБУ «РС ФЖТ» Александр Комиссаров, вице-президент НП «ОПЖТ» Андрей Смыков, исполнительный директор Ассоциации «АСТО» Вячеслав Шитов, начальник Управления вагонного хозяйства Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» Михаил Сапетов, исполнительный директор НП «СВРП», заместитель председателя комитета Дмитрий Лосев, председатель технического комитета по стандартизации ТК 246 «Контейнеры», руководитель подкомитета ПК 11 «Проектирование и строительство транспортных сооружений» ТК 465 «Строительство» Людмила Андреева, представители ОАО «РЖД», профильных институтов и организаций – членов НП «ОПЖТ».
Открыл заседание вице-президент, председатель Комитета НП «ОПЖТ» Сергей Калетин. Поприветствовав участников заседания, он призвал к активной работе в рамках комитета.
На заседании комитета, во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 05.06.2021 № Пр-950, пункт 2 (в), обсудили вопрос разработки и внедрения стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.
Также на мероприятии обсудили еще ряд важных для отрасли вопросов – анализ отцепок грузовых вагонов за 6 месяцев 2021 г. в целом и в частности по автотормозному оборудованию в рамках подконтрольной эксплуатации инновационных вагонов. Также рассмотрена необходимость назначения срока службы для пружины грузового вагона, увеличение гарантийных участков и межремонтного пробега у грузовых вагонов и перспективы развития рынка контейнеров повышенной грузоподъёмности. Членам комитета была представлена актуализированная версия Программы по снижению отцепок грузовых вагонов во внеплановый ремонт (ТР-2).
В ходе совещания были представлены два новых продукта для грузовых перевозок – сливной прибор для затвора вагон-цистерны производства компании «Судотехнология» и пластичная смазка «Буксол».
О разработке стандартов по поручению Президента Российской Федерации Пр-950 п.2 в) (из Перечня поручений по вопросам развития Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на территориях СФО и ДФО):
Как отметил вице-президент НП «ОПЖТ» Андрей Смыков речь идет о разработке и внедрении стандартов, обеспечивающих поэтапный переход к использованию отечественных инновационных вагонов и тяги с улучшенными технико-экономическими характеристиками, в том числе отвечающих международным экологическим требованиям. Такие стандарты уже сегодня разрабатываются в рамках деятельности ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт» при непосредственном участии Партнерства.
На совещании представители компаний-участников – производителей подвижного состава, операторов на рынке грузоперевозок, научных организаций – пришли к выводу о необходимости введения определения инновационного вагона и его составных частей, которые будут определяться как инновационные. Важно также описать не только характеристики вагона, но и его воздействие на путь и устойчивость движения. Кроме того, и для России, и для стран СНГ важно отметить тренд по увеличенным характеристикам вагонов (например, по нагрузке на ось). При разработке новых стандартов важно учесть, что их применение не должно ограничивать развитие инновационных вагонов, т.е. жестко не регламентировать их характеристики.
Важно отметить, что значительная часть действующих сегодня стандартов, разработанных в рамках ТК 045 / МТК 524 «Железнодорожный транспорт», относится именно к грузовому вагоностроению.
Об отцепках грузовых вагонов
На совещании обсудили вопросы отцепок во внеплановый ремонт грузовых вагонов по данным за первые 6 месяцев 2021 г. и их надежность в эксплуатации, отцепки в текущий ремонт по автотормозному оборудованию в рамках подконтрольной эксплуатации инновационного вагона, а также представили актуализированную версию программы по снижению отцепок грузовых вагонов во внеплановый ремонт (ТР-2).
Заместитель директора Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Александр Казаков отметил, что по сравнению с прошлым годом при увеличении пробега вагонов и погрузке на сети железных дорог, процент отцепок незначительно уменьшился.
Основная причина отцепок в ТР-1 – проблема с кузовом (более 82 %) – в т.ч. неисправности погрузочно-разгрузочных систем и запора люка. Основные причины отцепок в ТР-2 – проблемы с колесной парой (в частности, тонкий гребень) и тележкой.
Руководитель отдела проектирования тормозных систем ООО «ВНИЦТТ» Александр Ковязин доложил присутствующим, что отцепки по тормозному оборудованию в структуре всех отцепок подконтрольной группы составляет около 2%. В 2015-2016 гг. был зафиксирован рост отцепок по излому штуцера запасного резервуара, после ряда испытаний и других мероприятий была изменена конструкторская документация в части крепления резервуара, повышены требования к сборке. Эти мероприятия привели к исключению отцепок по причине излома штуцера. В те же годы был зафиксирован резкий всплеск хищений авторежимов и штурвалов стояночного тормоза. Теперь для крепления штурвалов используется стопорение гайки сваркой, а от демонтажа авторежимов на вагонах возможно использование защитного кожуха. Среди экспериментальных методов борьбы с хищением арматуры, ведущей к отцепкам вагонов, также названо применение герметиков разных видов. Также для уменьшения процента отцепок по тормозному оборудованию предложено внести изменения в нормативную документацию.
В ходе мероприятия председателем Подкомитета НП «ОПЖТ» по эксплуатации Михаилом Сапетовым была продемонстрирована программа по снижению отцепок грузовых вагонов во внеплановый ремонт. Эта программа была принята в декабре 2018 г. на заседании Комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу и требовала внесение необходимой коррекции пунктов. Сейчас выполнено 9 пунктов программы, еще 20 пунктов будут будет выполнено до конца года, еще 7 пунктов планируется выполнить до 2025 года.
Также на совещании Руководитель группы «Вагонное хозяйство» НЦ «НПСАП» АО «ВНИИЖТ» Максим Кузнецов представил информацию об этапах работы, проводимой в ОАО «РЖД», направленной на увеличение гарантийных участков и межремонтного пробега до 210 тыс. км у грузовых вагонов. Ее цель – снижение неплановых отцепок и затрат на жизненный цикл вагона. Добавление 50 тысяч километров в рамках каждого межремонтного периода позволит увеличить пробег за жизненный цикл вагона с 1700 до 2100 тыс. км. В то же время, планируется оптимизировать систему ремонта – разработать математическую модель технического обслуживания в межремонтном периоде эксплуатации, проводить эксплуатационные испытания на надежность опытной группы вагонов и т.п.
О развитии контейнерных перевозок
По мнению Председателя технического комитета 246 «Контейнеры», д.т.н. Людмилы Андреевой, этот рынок переживает настоящий подъем. На этом рынке основными проблемами являются несоответствие инфраструктуры железнодорожного и морского видов, несовершенство нормативной базы, низкие темпы перехода на новые темпы контейнеров с массой брутто 36 тонн и другие.
Необходимость и актуальность решения проблемы в сфере развития отечественной контейнерной базы и разработки в этой связи Технического регламента определяется также требованиями по реализации положений, вытекающих из Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
О новинках рынка
Заведующий лабораторией «Колёсные пары и буксовый узел» АО «ВНИИЖТ» Елена Тимакова сообщила о этапах внедрения одной из новинок для грузового подвижного состава – смазке «Буксол» для лучшей работы колесных пар с буксовыми узлами. Смазка проходит испытании во ВНИИЖТ и показывает хорошие результаты по состоянию буксовых узлов и подшипников после пробега 600 тыс км. Отцепок вагонов по показаниям аппаратуры КТСМ не было. Также не было зафиксировано выбросов смазки на диск и обод колеса. По итогам испытаний ресурс смазки «Буксол» необходимо установить 600 тысяч км по пробегу и 6 лет по сроку эксплуатации. В настоящий момент на рынке есть два производителя такой смазки, еще два производителя проходят испытания.
Вторая новинка – универсальный сливной прибор для затвора вагон-цистерны СТХЗ.492426.004 производства АО «ЭПФ «Судотехнология».
Заместитель генерального директора по производству АО «ЭПФ «Судотехнология» Юрий Дмитриев доложил, что затвор разработан в качестве третьей степени защиты универсального сливного прибора. Конструктивной особенностью затвора является сохранение рабочего диаметра сливного патрубка 200 мм, что позволяет производить слив вагона-цистерны с установленным третьим затвором в рамках регламентируемых норм времени для вагона-цистерны с универсальным сливным прибором, а также предусматривает возможность введения через него механизированных и автоматизированных устройств для размораживания вязких грузов и проведения регламентных работ (промывки, пропарки, дегазации).
В заключение заседания Сергей Калетин поблагодарил участников за плодотворную работу в рамках Комитета НП «ОПЖТ» по грузовому подвижному составу.
Источник: ОПЖТ