data-caption= data-caption= data-caption=
На Ямале определились с финансированием Северного широтного хода

ЖД инфраструктура

 

Проект строительства железнодорожного Северного широтного хода (СШХ) станет триггером для экономики российских регионов, поскольку стимулирует развитие смежных отраслей. Об этом заявил в субботу, 14 августа, министр экономического развития России Максим Решетников на совещании в Салехарде с участием представителей региональных властей, ОАО «РЖД», а также крупнейших грузоотправителей. Совещание прошло в рамках рабочей поездки министра в Ямало-Ненецкий автономный округ.

Глава МЭР отметил, что добыча полезных ископаемых – база экономики региона, но без повышения транспортной связности это преимущество может быть утрачено.

«Проект очень важный, нужно в скорейшем режиме приступить к его реализации», - сказал он, напомнив, что для этого есть новый инструмент – механизм бюджетных инфраструктурных кредитов. Кроме того, сейчас обсуждаются вопросы финансирования проекта за счет средств ФНБ. «При этом проект сложный и очень капиталоемкий. На сегодня он включает в себя и реконструкцию Северной железной дороги, участка Свердловской железной дороги. Это и средства «Газпрома», это и мост, и концессия. Конечно, он создает большую дополнительную нагрузку на капитал РЖД», - отметил министр.

«Проект действительно имеет важные экономические эффекты, пусть они и не моментальные, а часть из них еще предстоит подтвердить. Но это тот проект, который способен в том числе дать эффект триггера, когда он заработает. Это большая стройка, и ее обслуживание, и газопоток», - подчеркнул Максим Решетников.

Важность проекта всем понятна, акцентировал во вступительном слове полномочный представитель Президента в УрФО Владимир Якушев.

«Президент не раз подчеркивал значимость создания новой железнодорожной магистрали Северный широтный ход, которая сократит доставку грузов в районы Западной Сибири, придаст импульс освоению Арктики и Северного морского пути. Проект давно прорабатывается, его пора запускать, для этого есть все возможности. На его реализацию нацелил нас глава государства в своем послании Федеральному Собранию в апреле 2021 года», - сказал он, напомнив, что проект включен в число приоритетов национальной политики».

По мнению Владимира Якушева, сегодняшнее обсуждение в Салехарде «придаст новый импульс в реализации проекта, позволит расставить приоритеты, куда будем дальше двигаться». «Проект непростой, много игроков, то что касается финансирования - это концессия, то есть деньги бюджета и компаний, которые заинтересованы в развитии проекта», - добавил он.

«У нас значительная грузовая база, которая сейчас доставляется разными способами - по зимникам, по воздуху вертолетами - только не по железной дороге. Это нерентабельно и существенно повышает стоимость проектов. Как только мы построим Северный широтный ход, мы сразу почувствуем эффект. Причем не только для Ямала, но и для всей страны», - убежден губернатор Ямала Дмитрий Артюхов.

"Очень важным представляется заявленное Президентом в ходе оглашения Послания Федеральному собрания возобновление проекта Северного широтного хода - магистрали, которая свяжет Северную железную дорогу с Северным морским путём через порт Сабетта. Улучшающаяся логистика открывает новые рынки для компаний, которые рассматривают возможности инвестировать в проекты по разработке расположенных в Республике Коми месторождений полезных ископаемых. Многие из этих проектов в новых условиях могут перейти из статуса гипотетических в статус перспективных и быть запущены достаточно скоро. Само обслуживание новой магистрали даст дополнительные рабочие места не только в ЯНАО, где будет проходить основной участок Северного широтного хода, но и у нас в республике, где дорога будет начинаться", - заявила председатель комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Савастьянова.

Реализация проекта СШХ станет необходимой связывающей железнодорожной инфраструктурой для Ямало-Ненецкого автономного округа с экономически развитыми регионами страны, которая фактически является безальтернативным наземным способом вывоза крупнотоннажных грузов из региона.

Также реализация проекта позволит разгрузить инфраструктуру Свердловской железной дороги, направив грузы не «в обход» (южный маршрут), а по «прямой». Фактическое сокращение пути составит более 700 километров, сократив для грузов время в пути на 2-3 суток.

Общая стоимость реализации проекта в настоящее время оценивается около 0,5 трлн рублей, завершение строительства ожидается в 2027 году.

В ходе совещания было отмечено, что возведение новой инфраструктуры может стать драйвером для инвестиционных проектов не только крупного, но и малого бизнеса, также были верифицированы перспективные объемы вывоза грузов по создаваемой инфраструктуре.

Источник: Минэкономразвития России