АО «Трансмашхолдинг», крупнейший в России разработчик и производитель подвижного состава для железнодорожного и городского рельсового транспорта, станет крупнейшим экспонентом Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо», открывающегося 26 августа на территории Новой Москвы в г. Щербинке.
Статическая экспозиция будет представлена восемью образцами нового подвижного состава. Посетители салона получат возможность ознакомиться с маневровым тепловозом ТЭМ23, магистральным грузовым тепловозом 3ТЭ25К2М, двухэтажным купейным вагоном-сцепом 61-4523, вагоном-платформой для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-6726 и вагоном-платформой для перевозки автомобильных полуприцепов и крупнотоннажных контейнеров модели 13-6987. Кроме того, ТМХ предложит вниманию экспертного сообщества и потенциальных пассажиров новую модификацию своего самого современного электропоезда – ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» и полноразмерный макет перспективного капсульного пассажирского вагона в габарите Т. Отдельное место в рамках экспозиции будет отведено новейшему газовому двигатель-генератору 9ГМГ.
Тепловозы ТЭМ23 и 3ТЭ25К2М будут представлены в новом дизайне, созданным в соответствии с принятой в ТМХ концепцией «бренда ДНК».
В динамической экспозиции будут задействованы два магистральных грузовых электровоза переменного тока 3ЭС5К «Ермак» самого современного исполнения, которые продемонстрируют работу в режиме «виртуальной сцепки».
В рамках салона будут организованы презентации новой техники. Все посетители получат свободный доступ к экспонатам.
Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо» – крупнейшая на территории России и СНГ выставка техники и технологий, используемых на рельсовом транспорте; организуется один раз в два года. Традиционно, параллельно с выставкой проходит научно-практическая конференция, в которой принимают участие представители сообщества железнодорожников и машиностроителей из разных стран. В 2021 году выставка в Щербинке празднует пятидесятилетний юбилей. ТМХ принимает участие в мероприятии с 2005 года.
Двухэтажный купейный вагон 61-4523
61-4523 - первый в практике российского транспортного машиностроения пассажирский вагон, исполненный в формате двухвагонного сцепа. Создан отечественными конструкторами, выпускается на Тверском вагоностроительном заводе.
Одно из основных отличий нового подвижного состава от вагонов предшествующих моделей заключается в применении системы пневматического подвешивания кузова, которая обеспечивает технике более плавный ход, меньшее воздействие на путевую инфраструктуру и как следствие снижение затрат перевозчика на оплату инфраструктурных платежей.
При конструировании новых двухэтажных вагонах с 3000 км до 10000 км увеличен межсервисный интервал, что позволяет значительно снизить расходы оператора на сервисное обслуживание. В вагонах работает система онлайн-мониторинга технического состояния основных узлов и систем.
Уровень отечественных комплектующих составляет более 90%.
Использование формата двухвагонного сцепа позволило пересмотреть подходы к организации внутреннего пространства. Новый габарит позволил создать в вагонах более комфортные условия для пассажиров: расстояние до потолка на втором этаже увеличилось более чем на 20 см, так же выше стал и проход по коридору второго этажа.
Пространство для пассажира максимально индивидуализировано: каждое пассажирское место оборудуется местами для хранения личных вещей, индивидуальными сейфами, электрическими и USB-розетками, светильниками. Применены страховочная сетка и поручни, исключающие возможность падения пассажира во время сна. В общей сложности в каждом вагоне-сцепе монтируется 99 электрических розеток (6 розеток 220 в каждом купе, 1 розетка 220 В в каждой туалетной комнате) и 128 USB-разъемов (8 USB-разъемов в каждом купе).
В каждом вагоне оборудуется одно детское купе, которое отличается тематическим оформлением интерьера и наличием съемного детского манежа, беспроводным зарядным устройством и подстаканниками.
Предусмотрена возможность покупейного регулирования температуры воздуха. Система кондиционирования содержит модули обеззараживания воздуха, способные инактивировать до 95% вирусов и бактерий (включая коронавирусы).
В каждом вагоне оборудуется душевая кабина. Туалетные комнаты оснащаются световой индикацией занятости на дверях, пеленальными столиками. Краны, дозаторы мыла, электросушилки для рук - бесконтактные. В каждом сцепе организована технологичная сервисная зона. Вода в системе водоснабжения подвергается постоянной очистке и обеззараживанию.
Зоны посадки и высадки подсвечиваются. Между тамбуром и салоном используются сдвижные двери с кнопкой управления. Применены информационные табло и интерактивные экраны, на которые выводится информация о поездке. Вагоны оборудуются точками, обеспечивающими скоростной доступ к интернету по протоколу Wi-Fi.
Количество мест – 64. Конструкционная скорость – 160 км/час.
Макет капсульного вагона в габарите Т
Концепт интерьера капсульного вагона разработан конструкторами российской компании «ТМХ Инжиниринг» с учетом отечественного и международного опыта, а также мнения пассажиров и проводников. Выпуск вагонов предполагается организовать на Тверском вагоностроительном заводе.
Капсулы отгораживаются индивидуальными шторами. Каждая капсула представляет собой увеличенное на 15 см в длину спальное место по сравнению с привычными размерами полок в серийных вагонах. Спальное место окружено спинкой эргономичной формы в виде кресла. Пассажир сможет уютно сидеть, пользоваться стационарным столиком, на котором предусмотрены углубления под стаканы. На боковой поверхности, между спинкой и крышкой стола, расположены USB-розетки и выключатели света. В карнизы встроена контурная подсветка, создающая «атмосферное» освещение, а также ряд более ярких диодов, которые выполняют роль индивидуального света. Пассажир может использовать оба варианта одновременно или каждый отдельно.
Еще одна особенность концепта – вариативная система хранения багажа. Традиционный вариант – под нижней капсулой. В вагоне предусмотрен специальный отсек для багажа, который по выбору заказчика может иметь вариативную наполненность. Внутри могут быть расположены полки для чемоданов и места для негабаритного багажа со специальными креплениями. В этой зоне также может быть размещено купе отдыха для проводника или располагаться лаунж-зона для пассажиров.
Макет представленного концепта капсульного вагона выполнен в габарите Т (габарит электропоездов). Это новое слово в железнодорожной технике. Он позволяет решить вопросы использования пространства внутри вагона, а также его эффективной эксплуатации. Вагон в габарите Т больше вагонов общепринятого габарита 1-ВМ: ширина увеличена на 28 см, длина - на 73 см. Длина пассажирского салона увеличена на 290 см за счет перекомпоновки пространства вагона. Новый габарит позволяет увеличить пассажировместимость одного вагона на 11% за счет дополнительного пассажирского купе. На сегодняшний день запланировано изменение пробега ТО-1 с текущих 3000 км до 25000 км за счет применения малообслуживаемых узлов. На заводе идет подготовка производства к серийному выпуску вагонов в габарите Т.
На сегодняшний день с АО «ФПК» зафиксирована разработка следующего вида вагонов локомотивной тяги в габарите Т: некупейные вагоны с традиционной планировкой, купейные вагоны, купейные штабные вагоны с новыми интерьерными решениями – детской зоной и багажным отделением. Серийное производство вагонов в габарите Т запланировано на 2023 г.
Вагон включает 56 индивидуальных мест-капсул: по 28 снизу и сверху. Конструкционная скорость – 160 км/час.
Электропоезд постоянного тока ЭГЭ2Тв («Иволга 3.0»)
«Иволга 3.0» – электропоезд новой модели, развитие платформы самых современных отечественных городских электропоездов, созданных российскими конструкторами и выпускаемых на Тверском вагоностроительном заводе.
«Иволги» модификаций 1.0 и 2.0 уже обслуживают Московские центральные диаметры – новую транспортную систему, работающую в столичной агломерации с 2019 года. «Иволга 3.0» доработана как с точки зрения повышения качества пассажирских сервисов, так и с точки зрения применяемых технических решений. По сравнению с предыдущей модификацией, увеличена пассажировместимость поезда.
Доля отечественных комплектующих в конструкции поезда превышает 90%.
Новую «Иволгу» отличают более эргономичные кресла с поддержкой поясничного и плечевого пояса, дополнительные разъемы стандартов USB и Type-С. В общей сложности в 11-вагонном составе насчитывается 894 разъема USB, 718 – Type-C.
За базу в части пассажирских сервисов приняты решения, использованные в «Иволге 2.0». Они получили положительную оценку от 95% пассажиров МЦД. Широкие входные двери (1400 мм) обеспечивают более комфортную посадку и высадку пассажиров. Отсутствие тамбуров гарантируют комфорт даже в часы пик; сквозной проход между вагонами – равномерное распределение пассажиров по всему внутреннему пространству поезда.
В электропоезде предусмотрена система кондиционирования с функцией обеззараживания воздуха. Применено адаптивное освещение: световая температура меняется в зависимости от времени суток. В головных вагонах есть возможность размещать велосипеды и устанавливать вендинговые аппараты и кофемашины. Туалетные комнаты оборудуются сенсорными кранами, дозаторами жидкого мыла, электросушилками для рук, пеленальным столиком. Пассажирские салоны «Иволги 3.0» оборудуются двухъярусной конструкцией поручней с тёплым покрытием, навесными поручнями, новостными экранами, разъемами стандартов USB и Tуре-C в каждом кресле, обеспечиваются доступом к интернету по протоколу Wi-Fi.
«Иволга» максимально адаптирована для безопасного и комфортного проезда маломобильных пассажиров и пассажиров с детьми.
Электропоезд комплектуется цифровой системой управления, системой диагностики технического состояния (более 300 параметров контролируются в режиме реального времени) всех основных узлов и систем. На головных и промежуточных вагонах предусмотрены крэш-модули, способные погасить удар в случае столкновения с препятствием, защитить пассажиров и поездную бригаду.
Использованные в конструкции поезда современные технические решения обеспечивают плавный ход поезда, низкий уровень шума, быстрый разгон и торможение состава (позволяющие сократить время прохождения маршрута).
Сертификация «Иволги 3.0» запланирована на I квартал 2022 года.
Поезд может включать от 4 до 12 вагонов (основная составность – 11), работать по системе многих единиц (два поезда в сцепе, управляемые из одной кабины). Смена направления движения поезда производится за 1-2 минуты.
Конструкционная скорость составляет 160 км/ч; ускорение до 1,0 м/с², что на 10% выше максимального ускорения «Иволги» предыдущей модификации и на 30% выше, чем у аналогов. Количество мест для сидения в головном вагоне – 35, в прицепном – 72. Пассажировместимость головного вагона – 244 человека, прицепного – 324 (максимальная населенность).
Маневровый тепловоз ТЭМ23
ТЭМ23 – новейший четырехосный, двухдизельный маневровый тепловоз модульной конструкции, предназначенный для выполнения маневровой и маневро-вывозной работы на железных дорогах колеи 1520 мм. Тепловоз оборудован двумя дизельными двигателями мощностью 309 или 368 кВт каждый, в зависимости от исполнения тепловоза. Локомотив создан специалистами российской компании «ТМХ Инжиниринг». Выпуск тепловозов предполагается освоить на Брянском машиностроительном заводе.
ТЭМ23 – первый тепловоз, дизайн которого разработан в соответствии с принятой в ТМХ концепцией «ДНК бренда».
Локомотив состоит из двух двухосных тележек, модуля главной рамы, включающий в себя электрический и пневматический монтажи, модуля пневматического оборудования, двух модулей силовой установки, модуля холодильной камеры, модуля электрооборудования, модуля кабины машиниста башенного типа, модуля вспомогательного оборудования. Каждый из функциональных модулей имеет законченную конструкцию и через разъемы подключаются к модулю главной рамы. В случае необходимости есть возможность быстро произвести замену функционального модуля, без отставления тепловоза в длительный простой.
Технические решения, реализуемые в конструкции локомотива, позволяют оборудовать его системой дистанционного управления и системой «Автомашинист», позволяющей управлять тепловозом без участия машиниста.
За счет использования необслуживаемого оборудования и асинхронного привода на тепловозе ТЭМ23 количество заходов на обслуживание снижено в 2,4 раза, объем каждого вида обслуживания уменьшен в 2 раза.
В отличие от серийного тепловоза, применено резервирование основного оборудования, такого как дизель-генераторная установка, тяговая система, система охлаждения. Улучшены условия работы локомотивных бригад.
На тепловозе реализовано управление режимами работы двух силовых установок с асинхронным отбором мощности и равномерным распределением наработки дизельных двигателей. За счет применения современных дизельных двигателей на тепловозе ТЭМ23 повышена экологичность и снижен уровень шума локомотива в 2 раза в сравнении с серийными тепловозами.
Тепловоз может работать как на одной силовой установке, так и на двух, в зависимости от необходимой мощности. Использование современных дизельных двигателей позволяет ТЭМ23 экономить по сравнению с серийными тепловозами до 30% топлива и масла.
В конструкции применяются двигатели двух типов – рядный шестицилиндровый (Р6) мощностью 368 кВт каждый и V-образный восьмицилиндровый (V8) мощностью 309 кВт каждый. Мощность локомотива в зависимости от типа дизельного двигателя равна 2х309 кВт или 2х368 кВт.
Конструкционная скорость тепловоза – 100 км/ч.
Магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ25К2М
3ТЭ25К2М является трёхсекционным магистральным грузовым тепловозом с электрической передачей переменно-постоянного тока с поосным регулированием силы тяги. Локомотив спроектирован специалистами российской компании «ТМХ Инжиниринг». Выпускается на Брянском машиностроительном заводе.
Дизайн представленного локомотива создан в соответствии с принятой в ТМХ концепцией «ДНК бренда».
Доля отечественных компонентов в конструкции локомотива – 72,4% Контракт на 2021 год предполагает поставку ОАО «Российские железные дороги»28 тепловозов, 25 из которых уже переданы заказчику.
Тепловоз создан в 2017 году. К настоящему моменту построено 80 машин; до конца года ожидается производство еще 23 локомотивов. Все тепловозы базируются в депо Комсомольск-на-Амуре, используются для вождения тяжеловесных поездов на Байкало-Амурской магистрали.
Тепловоз 3ТЭ25К2М обеспечивает вождение грузовых составов массой до 7100 тонн. Также может выпускаться в двухсекционном исполнении. Предусмотрена возможность эксплуатации в четырёхсекционном исполнении с управлением из одной головной секции.
Тепловоз разработан в рамках программы развития грузоперевозок на восточном полигоне российских железных дорог – Транссибе и Байкало-Амурской магистрали.
При проектировании применены инновационное оборудование и узлы, позволяющие повысить технико-экономическую эффективность локомотива по сравнению с находящейся в эксплуатации железнодорожной техникой. Тепловоз может эксплуатироваться в условиях низких температур и высокогорья, оборудован собственной микропроцессорной системой управления. В локомотиве установлена система очистки и осушки сжатого воздуха. С целью реализации постоянства мощности дизельного двигателя в конструкции локомотива предусмотрена возможность забора воздуха из дизельного помещения для работы силовой установки при отрицательных температурах.
Кабина машиниста соответствует всем современным санитарным, эргономическим нормам и нормам безопасности, обеспечивает комфортные условия для локомотивных бригад, оборудована автономным отопителем.
По сравнению с тепловозами предыдущих серий, обеспечено увеличение межсервисных интервалов и экипировочных объемов топлива и песка.
Переход к использованию тепловозов 3ТЭ25К2М позволяет снизить затраты на горюче-смазочные материалы, техническое обслуживание и ремонты на 30% и более. Снижение затрат на протяжении жизненного цикла по расчетам может составить 25%.
Тепловоз 3ТЭ25К2М мощностью 3×3100 кВт является самым мощным на пространстве колеи 1520 мм.
Вагон-платформа для перевозки крупнотоннажных контейнеров модели 13-6726
Вагон 13-6726 предназначен для перевозки крупнотоннажных контейнеров и контейнеров-цистерн, в том числе для перевозки опасных грузов классов 1 – 9 (взрывчатые материалы, легковоспламеняющиеся жидкости и др.). Платформа создана и выпускается на заводе «Трансмаш» (г. Энгельс).
За счет сниженной массы тары в вагоне можно перевозить два груженных 40-футовых контейнера с массой брутто 36 тонн. Максимальная грузоподъемность вагона-платформы составляет 72 тонны. На платформе допустимо перевозить от одного до четырех крупнотоннажных контейнеров или контейнеров-цистерн, в зависимости от типоразмера.
Вагон изготавливается для использования в условиях умеренного и холодного климата (в диапазоне температур воздуха от -60 до +50 °С) на открытом воздухе с воздействием любых атмосферных факторов - дождя, снега, пыли при сильном ветре. Вагон пригоден для эксплуатации в составе грузового поезда любой длины и массы без ограничений.
Доля отечественных комплектующих в конструкции составляет 99%. Конструкционная скорость – 120 км/час.
Вагон-платформа для перевозки автомобильных полуприцепов и крупнотоннажных контейнеров модели 13-6987
Новый вагон-платформа модели 13-6987 предназначен для перевозки автомобильных полуприцепов в габарите 1-Т и крупнотоннажных контейнеров. Платформа создана и выпускается на заводе «Трансмаш» (г. Энгельс).
Максимальная грузоподъемность вагона-платформы 13-6987 составляет 69 тонн. На платформе допустимо перемещать один автомобильный полуприцеп в габарите 1-Т, а также от одного до трех крупнотоннажных контейнеров, в зависимости от типоразмера. Перевозка полуприцепов осуществляется с помощью съемного многооборотного средства крепления (корзины). Контейнеры устанавливаются на фитинговые упоры, расположенные на раме вагона. Допускается перевозка полуприцепов тентованных, бортовых и т.д. в соответствии с характеристиками на полуприцепы, указанными в технических условиях на вагон-платформу. Вагон пригоден без ограничений для эксплуатации по всей сети железных дорог колеи 1520 мм.
Доля отечественных комплектующих в конструкции составляет 99%. Конструкционная скорость – 120 км/час.
Газовый двигатель-генератор 9ГМГ
Четырехтактный 8-ми цилиндровый V-образный двигатель серии Д49 предназначен для использования в качестве силовой установки маневровых газотепловозов. В качестве топлива применяется сжиженный горючий природный газ. Создан на Коломенском заводе.
Система охлаждения жидкостная, принудительная, двухконтурная, позволяет использовать охлаждающую жидкость горячего контура для подогрева топливного газа, тем самым снижая тепловую нагрузку на систему охлаждения тепловоза. Система пуска – электрическая. Двигатель-генератор состоит из двигателя и тягового агрегата, установленных на единой раме, соединенных пластической муфтой. Система подачи газового топлива в цилиндры при помощи индивидуальных клапанов позволяет улучшить динамические характеристики газового двигателя, топливную экономичность двигателя на режимах холостого хода путем отключения части цилиндров, изменять состав газовоздушной смеси на разных режимах работы двигателя.
Двигатель спроектирован по блочно-модульному принципу, обладает высокой ремонтопригодностью. Блок цилиндров не контактирует с охлаждающей жидкостью, не подвергается коррозии. Благодаря высокой жесткости опор коленчатого вала, он не требует ремонта линии коленчатого вала на протяжении всего срока службы.
Назначенный ресурс двигателя до первой плановой переборки составляет 3 года. Назначенный ресурс до капитального ремонта – 12,5 лет. Назначенный срок службы до списания – 25 лет.
Газовый дизель-генератор на 70% унифицирован по деталям и сборочным единицам с дизельным двигателем, удобен в обслуживании и ремонте, экономичен с точки зрения расходования топлива и масел.
Мощность двигатель-генератора – 897 кВт.
Виртуальная сцепка
На динамической экспозиции в Щербинке планируется продемонстрировать, как два электровоза работают в «виртуальной сцепке» – один управляется по радиоканалу из кабины другого при помощи системы автоведения поезда.
Новая технология предполагает синхронное движение двух составов на безопасном расстоянии до 2 км (обычно поезда идут на расстоянии 4–5 км друг от друга) за счёт управления ведомого локомотива с головного. Обмен информацией между локомотивами происходит по цифровому радиоканалу. Светофоры при использовании новой системы не нужны. Технология позволяет сокращать интервал попутного следования до двух раз – с 10 до 5 минут и за счёт этого пропускать большее количество поездов.
«Виртуальная сцепка» демонстрируется на примере электровозов 3ЭС5К «Ермак».
Магистральный грузовой трехсекционный двенадцатиосный электровоз переменного тока 3ЭС5К «Ермак» выпускается с 2006 года.
На «Ермаках» впервые в России применена микропроцессорная система управления и диагностики. По сравнению с электровозами предшествующих поколений, значительно улучшены технико-экономические показатели. Модульная кабина управления соответствует всем современным санитарным, эргономическим нормам и нормам безопасности, обеспечивает комфортабельные условия работы для локомотивных бригад.
Электровозы 3ЭС5К эксплуатируются в тяжелых климатических и рельефных условиях на Восточно-Сибирской, Дальневосточной и Забайкальской железных дорогах. Мощность 3ЭС5К в часовом режиме – 9840 кВт. Конструкционная скорость электровоза – 110 км/ч.
В настоящее время все электровозы серии «Ермак» изготавливаются с моторно-осевыми подшипниками (МОП) качения, что позволяет снизить затраты на техническое обслуживание и эксплуатацию на 10%.
Источник: ТМХ