В Нижнем Тагиле могут восстановить узколинейную железную дорогу, объединявшую в XIX веке предприятия Демидовых. Об этом рассказал президент Международного Демидовского Фонда, член Совета федерации Эдуард Россель.
«Я уже выступил инициатором восстановления этой дороги, ее протяженность составляет 67 км. Начальник Свердловской железной дороги Иван Колесников инициативу всячески поддерживает. Сейчас накапливаем узкоколейные рельсы, демонтированные с других неиспользуемых железнодорожных путей, чтобы восстановить "демидовскую узкоколейку"»,— сказал он. По его словам, тепловозы и вагоны, которые по ней ездили, сохранились. «Сейчас нужно найти 90 млн руб. для того, чтобы изготовить железобетонные шпалы, и тогда мы сделаем дорогу вечной»,— пообещал господин Россель. Он добавил, что проект поддержал губернатор Евгений Куйвашев, сейчас его надо согласовать с генеральным директором РЖД Олегом Белозеровым. «После восстановления исторических путей можно запустить по ним брендированный поезд "Дорогой Демидовых", который будет рассказывать об истории рода и о первом в России паровозе, созданном в этих местах крепостными мастерами Ефимом и Мироном Черепановыми. Убежден, что дорога станет визитной карточкой региона, не только туристической достопримечательностью, но и экономически выгодным проектом»,— подчеркнул господин Россель.
Узколинейная железная дорога проходила по территории современного туристического кластера «Гора Белая» по маршруту Нижнетагильский завод — Висимо-Уткинск. Ее начали строить в 1892 году, запустили в эксплуатацию в 1895 году. По ней перевозили грузы: металл, песок, дрова. Позже ее использовали для пассажирских перевозок. В 1990-е годы она пришла в упадок, в 2002 году начался разбор путей и демонтаж оборудования.
Источник: Коммерсантъ