По итогам рассмотрения концепции и результатов комплексной финансовой модели, ОАО «РЖД», Правительство Сахалинской области, Госкорпорация «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг» подписали протокол о признании проекта организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах на Сахалине целесообразным и технически осуществимым.
Подписи под протоколом поставили губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, Кирилл Липа, Генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» и первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров.
Для достижения целевых экономических показателей проекта стороны намерены принять меры по организации и проведению соответствующей работы с федеральными органами исполнительной власти, финансовыми институтами и заинтересованными организациями.
«Наступает время проектирования и изготовления опытной партии из семи поездов. Нам предстоит создать непосредственно на Сахалине малотоннажное производство водорода и сеть топливозаправочных комплексов, сформировать пилотный полигон и запустить регулярное пассажирское железнодорожное сообщение. На базе островного университета будет создан центр компетенций для подготовки необходимых кадров. Сахалинская область выходит в лидеры новой для России, очень перспективной отрасли экономики, связанной с производством и использованием водорода. Для региона и его жителей это означает увеличение налоговых поступлений, сохранение экологии, создание дополнительных высокотехнологичных рабочих мест. Для многих сахалинцев и курильчан – это шанс стать ценным востребованным специалистом в новой перспективной отрасли, в новой профессии», – отметил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
«Мы системно работаем над повышением экологичности подвижного состава. Поезда на водороде – это уже не фантастика, а наше ближайшее будущее. Благодаря им удастся свести к нулю вредные выбросы в атмосферу. Конечно, нам предстоит ещё большой путь по отработке технологических и экономических моментов, но мы совершенно точно найдем комфортное для всех решение. Опыт показывает, что востребованные инновационные технологии предлагают приемлемые варианты реализации в достаточно короткие сроки», – заявил Олег Белозёров.
«ТМХ инвестирует значительные ресурсы в проект, - напомнил генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа. – К решению этой задачи привлечены лучшие инженерно-конструкторские кадры холдинга, уже определен технический облик будущего подвижного состава. Мы считаем, что успех этого проекта и его масштабирование способны существенным образом повлиять не только на экологическую составляющую перевозок рельсовым транспортом, но и даст толчок развитию технологий в целом. Мы рассчитываем на активную позицию государства, которая способна серьезно ускорить реализацию проекта по внедрению водородной тяги и в перспективе привести к заметному расширению сферы ее применения».
«В настоящий момент мы совместно с Правительством Сахалинской области прорабатываем всесторонние меры поддержки проекта запуска поездов на водородных топливных элементах на Сахалине, в том числе связанные с вопросом организации на острове водородно-производственного комплекса, где может производиться водород для нужд транспортного сектора. В рамках проекта Госкорпорация «Росатом» отвечает за производство и поставку водородного топлива, организацию и эксплуатацию систем заправочной инфраструктуры для проекта водородного поезда. Принимая во внимание масштабную программу Госкорпорации «Росатом» по развитию водородных технологий, мы рассматриваем перспективу применения отечественных технологий для обеспечения водородным топливом будущих поездов», – заявил первый заместитель генерального директора – директор Блока по развитию и международному бизнесу Госкорпорации «Росатом» Кирилл Комаров.
Справочно: Поезда на водородном топливе оказывают минимальное влияние на окружающую среду. Развитие транспорта на водородных топливных элементах является приоритетом многих стран, нацеленных на борьбу с изменением климата и декарбонизацию.
Развитие водородной энергетики является одним из приоритетов Энергетической стратегии РФ до 2035 года. Сегодня российским регионам отводится важная роль в создании экспортно-ориентированной отрасли. Правительство Сахалинской области стремится к достижению углеродной нейтральности к 2025 г. и заинтересовано в применении водородных технологий в различных секторах экономики, создании крупного экспортного производства водорода, формировании уникальной специализации и компетенций региона на глобальном и национальном водородном рынках.
4 сентября 2019 года во Владивостоке в ходе Восточного экономического форума между ОАО «РЖД», Правительством Сахалинской области, Госкорпорацией «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг» было подписано соглашение «О сотрудничестве и взаимодействии по проекту организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах и систем обеспечения их эксплуатации».
23 апреля в рамках Дней открытых дверей Сахалинской области для инвесторов Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики, Правительство Сахалинской области и Госкорпорация «Росатом» подписали соглашение о намерениях сотрудничества по проекту «Создание и развитие водородного кластера».
Источник: ТМХ