ОАО «Российские железные дороги» хотело бы иметь в долгосрочном базовом тарифе «донастроечный» механизм, позволяющий покрывать дополнительные расходы на закупаемые материалы и услуги в случае их удорожания.
«Было бы правильно (...) переходить к индексу ценового давления (ИЦД)», – заявил журналистам зам. главы РЖД Алексей Шило. «Мы производственная компания и потребляем очень многое, чтобы поддерживать в нормативном состоянии инфраструктуру», – отметил топ-менеджер.
«По сути, у нас остается такой же точно формульный подход: долгосрочный тариф должен просто опираться на ИЦД, потому что мы считаем это более справедливым: если кардинально растет цена на материалы, каким-то образом это все равно надо учитывать. Это должна быть либо отдельная прямая поддержка, как сегодня отдельные отрасли просят, либо (удорожание) должно быть заключено в тариф», – добавил он.
С 2018 г. грузовые железнодорожные тарифы в РФ повышаются по принципу «инфляция минус». Размер индексации рассчитывается на основе макропрогноза министерства экономического развития РФ как среднее арифметическое фактических индексов потребительских цен за предшествующие два года и прогнозных на следующие два года – минус 0,1 процентного пункта. Такая формула будет действовать до 2025 г. Текущие расчеты ведомства предполагают в 2022 г. базовую индексацию на 4%.
Между тем, «Российские железные дороги"ранее предлагали ряд дополнительных «точечных» тарифных решений. К настоящему времени, по словам Шило, принципиально новых инициатив у монополии не появилось.
«По-прежнему считаем, что обстановка позволяет проводить индексацию по контейнерным перевозкам на 4,75% дополнительно (к базовой). Обоснование простое: та скорость, с которой мы сегодня осуществляем (такие услуги), позволяет (операторам) экономить достаточно много средств относительно той, которая предусмотрена нормативными документами, и мы предлагаем этот эффект разделить пополам, провести дополнительную индексацию», – сказал топ-менеджер.
«Отмена скидки на «инновационные» вагоны (предоставляются при тарификации порожнего пробега) тоже нам кажется правильным шагом», – добавил Шило.
«Можем предложить подумать какие-нибудь варианты по углю. Мы считаем, что с учетом стоимости (этого вида топлива) сейчас могли бы отказаться от некоторых преференций, которые заложены в системе тарифообразования, например, от понижающего коэффициента за дальность, превышающую 3,3-3,5 тыс. км», – сказал он.
«Сегодня тарифообразование стимулирует угольщиков перевозить на длинные расстояния. Поскольку модель распределения провозных мощностей выстроена в рамках правил недискриминационного доступа, получается, что Кузбасс имеет определенную квоту перевозок угля на восток», – пояснил топ-менеджер, уточнив, что речь идет о 37% мощности «восточного полигона».
«(В то же время) угли, которые находятся на «восточном полигоне», в полном объеме вывезти на восток не получается, и за счет дешевого тарифа (этот груз) спокойно на запад – каждый день (оттуда) в порты юга и северо-запада страны едет 45,5 тыс. тонн», – добавил замглавы РЖД.
«Мы считаем, что это возможно только потому, что наш тариф сегодня дает такой сигнал на рынок: везите уголь на длинное расстояние. Поэтому (он) из Якутии ездит в Кузбасс, чтобы там его обогатить и дальше везти на экспорт. Такое занятие инфраструктуры можно было бы отрегулировать, в том числе за счет тарифных решений. Не важно какая цена на рынке: (неправильный) посыл нужно из прейскуранта убирать», – полагает Шило.
«Наверное, надо будет еще раз пообсуждать вопрос, связанный с повышением стоимости перевозки антрацитов до уровня коксующихся углей», – также сказал топ-менеджер. Он отметил, что ряд холдингов уже стремятся возить только обогащенные угли, «рационально подходя» к вопросу.
«Было бы правильно, чтобы тариф стимулировал снижать свою себестоимость, а не перекладывать эти затраты на другие отрасли, которые де-факто платят за дешевый тариф угля», – сказал зам. главы РЖД.
«Нам кажется, те предложения, которые мы готовим, – достаточно взвешены. Мы же не предлагаем сегодня повысить тарифы кардинально в связи с тем, что высокая цена», – подчеркнул Шило.
При этом он добавил, что «тарифные предложения», которые готовили РЖД, «пока установленным порядком рассмотрены не были», «диалог с пользователями еще впереди».
Источник: РЖД