Республика (Саха) Якутия с каждым годом наращивает производственные мощности по добыче угля. Однако из-за логистических проблем в стране региону приходится снижать плановые показатели. Об этом, а также о ситуации с алмазным рынком и строительстве Ленского моста в интервью «Интерфаксу» на полях Шестого Восточного экономического форума рассказал глава Якутии Айсен Николаев.
– Айсен Сергеевич, Якутия планирует в ближайшие годы стать одним из лидеров угольного комплекса. Сообщалось, что к 2024 году объемы добычи угля должны достичь 80 млн тонн. Насколько эта цель реализуема?
– Якутия реализует программу развития угольной промышленности строго с теми поручениями, которые были нам даны президентом страны Владимиром Путиным и вице-премьером, полпредом президента РФ в ДФО Юрием Трутневым.
Мы везде сообщали, что в 2020 году Якутия выйдет на уровень порядка 20 млн тонн добычи угля. А в 2021 году мы можем выйти на уровень в 40 млн тонн. Могли бы выйти. Но видим, что из-за ограничений, связанных с транспортной логистикой, эта цифра будет порядка 35 млн тонн. Это все равно огромное увеличение по сравнению с прошлым годом. Если мы будем реализовывать все свои производственные планы, то добыть 80 млн тонн угля в 2024 году – это вполне достижимо.
Другой вопрос, что, возможно, кто-то не верил, что Якутия сможет эти объемы нарастить. Оказалось, что транспортная инфраструктура не готова. Конечно, все это произошло в силу разных обстоятельств. Сейчас по решению президента проводится большая работа по увеличению провозных мощностей, по модернизации системы маршрутизации.
Хочу сказать, что с РЖД у нас контакт хороший. Понятно, что наши угли для них выгодны, т. к. они не энергетические, а коксующиеся. Как раз благодаря увеличению мощностей добычи в Якутии страна в ближайшие годы может стать второй в мире державой по коксующимся углям.
– А какая доля углей идет на экспорт?
– Большая часть угля, это в районе 90%, идет на экспорт. Сейчас основной потребитель – это Китай. И вообще впервые в истории якутский коксующийся уголь вытесняет австралийский уголь.
– Уже не в первый раз поднимается вопрос, что железнодорожный участок, через который уголь из Якутии перевозится до Транссиба и БАМа, приближается к предельной загрузке. Есть ли понимание решения этой проблемы?
– Компании начинают уже ставить вопросы по строительству частных железных дорог. Например, «Эльгауголь» вышла с инициативой с проектом Тихоокеанской железной дороги.
Сейчас все угольные производства в республике будут выходить на проектные мощности, но, к сожалению, в чуть-чуть поздние сроки. Вместе с тем, по нашим самым крупным компаниям – по «Эльгауглю» и «Колмару» – мы особо сдвижек по срокам не видим. Думаем, что будет реализовываться все в установленные сроки. Другой вопрос, что кроме «Эльги» и «Колмара» у Якутии есть достаточно много других угольных проектов, которые способны вырабатывать до 10 млн тонн угля. Они тоже высокорентабельные, коксующиеся и идут на мировой и внутренний рынок.
– Какова протяженность частной железной дороги? Кто будет финансировать ее строительство?
– Протяженность составит порядка 500-600 км, в зависимости от маршрута. Акционеры «Эльгаугля» готовы вкладываться (в строительство). Готовы профинансировать этот проект самостоятельно. Считают, что могут построить эту дорогу. Но надо решить вопрос гарантированного вывоза угля на период строительства для формирования источника финансирования проекта.
– Республика является одним из основных мировых поставщиков алмазного сырья, драгоценных металлов. Как вы оцениваете сейчас ситуацию на ювелирном рынке? Вернулся ли спрос на изделия, который упал из-за пандемии COVID-19?
– Мы, конечно, видим, что рынок ювелирный, бриллиантовый вернулся и даже превосходит результаты допандемийного 2019 года. Производство ювелирных изделий в целом выросло и в мире, и в России, а также есть рост и в республике.
– А что можно сказать о результатах «АЛРОСА»?
– Сейчас I и II кварталы «АЛРОСА» лучше, чем аналогичный период 2019 года. Компания в этом году показывает блестящие результаты.
В течение 2021 года ожидается, что в бюджет республики может поступить объем дивидендов больше, чем за 2018-2019 годы вместе взятые. Считаем, что это один из лучших годов «АЛРОСЫ» с точки зрения финансовых результатов.
– Что насчет добычи золота?
– В прошлом году чуть-чуть не хватило до 40 тонн. В этом году мы надеемся, что объем добычи золота будет более 40 тонн. Вообще в этом году мы установим рекорд по добыче угля, золота, нефти и газа. Это будет исторический максимум.
– И в завершение вопрос, который мы обсуждаем на каждых встречах, – Ленский мост. На какой сейчас стадии он находится?
– Подготовительные работы по строительству моста ведутся. Проект самого моста сейчас находится на госэкспертизе. Мы надеемся, что до конца года он выйдет с положительным заключением.
Окончательное решение по финансированию строительства было принято на правительственной комиссии у Марата Хуснуллина – это схема 50% на 50%. Источники финансирования частным партнером и республикой определены.
К сожалению, сейчас федеральное правительство до конца с этим вопросом не определилось. Здесь мнение не едино. Считают, что можно было бы долю федерального финансирования на этапе строительства снизить до 33%. Конечно, с этим мы категорически не согласны. Мост имеет огромное значение для всей страны. Труднообъяснимо, почему вообще республика участвует в финансировании проекта. Огромный мост, он будет входить в десятку мостов по величине в стране. Кроме того, это один из крупнейших мостов в мире в условиях вечной мерзлоты. А кто-то считает, что 67% финансирования стройки должен взять на себя регион.
Источник: Интерфакс