ОАО «РЖД» разрешили не платить дивиденды по обыкновенным акциям из прибыли за 2021 и 2022 годы. Этого монополия добивалась в конце 2020 года, отмечая в своем финплане, что исполнение дивидендных требований Минфина обойдется ей в эти годы в 154 млрд руб., которые ей понадобятся на закрытие ожидаемой дыры в инвестпрограмме. По мнению экспертов, дыру таким образом полностью не закрыть, но зато ОАО «РЖД» за счет этих средств сможет компенсировать рост цен на материалы и закупить технику.
Правительство продлило дивидендную амнистию для ОАО «РЖД». Согласно опубликованному в четверг распоряжению правительства от 7 сентября, монополия сможет не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям по итогам работы за 2021 и 2022 годы. Дивиденды за 2020 год компания также выплатит только в размере 4 млрд руб. по привилегированным акциям, которые на конец июля составляли 6% ее уставного капитала. Рекомендацию о таком уровне выплат дал совет директоров компании в конце июля. Единственный акционер монополии – государство.
ОАО «РЖД» не первый год просит себе право не платить дивиденды по обыкновенным акциям при условии, что направит прибыль на инвестпрограмму. С учетом такого условия сверстана и долгосрочная программа развития холдинга до 2025 года. Однако на практике в первый раз монополии это удалось лишь в пандемическом 2020 году, когда вопреки требованиям Минфина ей не только разрешили не распределять прибыль на дивиденды по обыкновенным акциям, но и в дальнейшем поэтапно доводить уровень этих дивидендов до 50% от чистой прибыли по МСФО лишь с учетом полного финансирования инвестпрограммы. В инвестпрограмме же год за годом обнаруживается дефицит, размеры которого зачастую превосходят всю чистую прибыль по МСФО.
Об отмене выплаты «минфиновских» дивидендов в 2022 и 2023 годах монополия просила в своем долгосрочном финплане в конце 2020 года. Речь шла об экономии 74 млрд руб. и 80,3 млрд руб. соответственно, что в числе других мер должно было спасти ОАО «РЖД» от прогнозного дефицита инвестпрограммы в 2021-2023 годах в 890 млрд руб. Он, как ожидала компания, возникнет, если будет решено исполнять все проекты комплексного плана модернизации инфраструктуры в полном объеме. С тех пор многое поменялось – в частности, на расходную часть бюджета ОАО «РЖД» начал оказывать серьезное давление рост цен на материалы, компенсировать который монополия просит посредством модернизации формулы индексации тарифа, прямыми вливаниями в капитал или принятием тарифных предложений .
По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, исходя из прогноза чистой прибыли ОАО «РЖД», речь может идти о сохранении в компании минимум 60 млрд руб. прибыли за два года. Это не позволяет закрыть глобальные дыры в инвестпрограмме, но позволит как минимум демпфировать повышение цен на металл, моторное топливо и т. п., а также решить вопросы с закупкой путевой техники, ведь сегодня хорошая конъюнктура с точки зрения перевозок сопровождается заметным ростом цен на материалы. Отказ в изъятии дивидендов, полагает эксперт, самая разумная форма господдержки, отражающая прямую взаимосвязь между инвестпрограммой, являющейся, по сути, госзаказом, и возвратом ОАО «РЖД» средств государству. Тем не менее, считает господин Бурмистров, эту форму господдержки имело бы смысл в будущем увязать с показателями эффективности не только по экономии издержек, но и по получению монополией допдоходов, поскольку сейчас она критически недоиспользует возможности расширения грузовой базы из-за невозможности провезти груз.
Источник: Коммерсантъ