data-caption= data-caption= data-caption=
Московскому центральному кольцу (МЦК) исполнилось пять лет

ЖД инфраструктура

 

Московское центральное кольцо – уникальная железнодорожная линия протяженностью 54 км. Пассажирское движение по ней началось 10 сентября 2016 года. Ее популярность побила все первоначальные прогнозы экспертов.

Предлагаем вам 23 факта о поездах и станциях Московского центрального кольца.

1. Сегодня на МЦК перевезено уже более 630 млн пассажиров.  А с начала 2021 года – уже 94 млн пассажиров. 
Первые 100 млн МЦК перевезло уже 15 сентября 2017 года, 200 млн – 6 июля 2018, 500 млн – 7 ноября 2020, а 600 млн – 29 июня 2021.

2. Среднесуточный пассажиропоток с 2016 года удвоился: если тогда в сутки перевозили 200 тыс. человек, то в 2018 году уже 300 тыс., а в 2021-м – более 500 тыс. человек в сутки.
Рекорд за один день: более 582 тыс. пассажиров (установлено 25 декабря 2019 года). МЦК по количеству пассажиров обгоняет 8 линий метро.
Перед запуском МЦК некоторые эксперты говорили, что проект не нужен городу и поезда будут перевозить «воздух». Никто и предположить не мог, что кольцо станет таким популярным, а темп роста количества пассажиров обгонит самые смелые прогнозы.

3. МЦК навсегда изменило жизнь столичного региона и его жителей. Проект перевернул представление о железнодорожном транспорте и в целом стал трендсеттером для транспортной отрасли в России.
6 районов Москвы, жители которых больше всего экономят время на дорогу в часы «пик» за счет МЦК:
• Коптево;
• Головинский;
• Перово;
• Ростокино;
• Нижегородский;
• Ярославский.
Еще недавно эта линия (до запуска МЦК) называлась «ржавым поясом» столицы – территории вокруг были депрессивными и непривлекательными для жизни и бизнеса. 
Однако проект МЦК запустил социальные и экономические эффекты. Вокруг станций кольца начали и продолжают строиться жилые и коммерческие объекты. Это позволяет прогнозировать рост пассажиров и в будущем.

 

 

4. МЦК улучшило транспортную доступность 34 районов Москвы, в которых проживают более 3 млн человек. В районах, в которых ранее не было станций классического метро, с запуском МЦК пришло новое – наземное.
Основой для создания МЦК стало малое кольцо Московской железной дороги 1908 года основания, которое использовалось преимущественно для грузового движения. В ходе реконструкции был уложен дополнительный третий путь, проведена электрификация линии, создана современная инфраструктура, позволяющая обеспечивать бессветофорное тактовое движение поездов, удобные транспортно-пересадочные узлы, которые связали станции МЦК с метрополитеном и радиальными направлениями МЖД.

5. Формат станций и техническое оснащение стали новым веяньем в железнодорожной отрасли в России и сформировали новый стандарт обслуживания пассажиров. Станции стали включать в себя:
- современные вестибюли с кассами, пассажирскими зонами, туалетными комнатами; 
- платформы с навесами на всю длину лифтами; 
- подъемы и спуски оснастили эскалаторами, лифтами и подъемными площадками для маломобильных пассажиров;
- на станциях создана безбарьерная среда для маломобильных пассажиров.

6. Объем движения поездов по Московскому центральному кольцу:
- 242 пары поездов в рабочий день (или 484 рейса в день);
- 211 – в выходной (422 рейса).

Интервал движения в часы пик, сегодня составляет всего 4 минуты. На кольце уже несколько раз сокращалось время ожидания поезда: при запуске «Ласточки» курсировали с шестиминутным интервалом в часы пик. Переход на такой режим работы позволил увеличить количество мест до 585 тыс. в сутки, а провозная способность артерии выросла на 36%. В настоящее время продолжаются работы по сокращению интервала до 3 минут, начались испытания беспилотных технологий.

7. По сравнению со стартовым количеством поездов на кольце парк «Ласточек», обслуживающих МЦК, увеличился на 9 поездов, до 51 состава. На кольце одновременно курсируют 44 электропоезда. 
С 25 августа по 8 сентября по кольцу  в тестовом режиме курсировал двухэтажный поезд Stadler.
Сегодня на МЦК пассажиров перевозят составы с городской компоновкой салона. За счет измененной комбинации кресел (2х2) увеличился проход, стало просторнее в салоне, пассажирам удобнее перемещаться по вагонам. Выросла вместимость каждого состава, что в целом позволило увеличить количество мест до +318 тыс. пассажирских мест в сутки. Провозная способность МЦК выросла на +25%.

8. При четырехминутном интервале время поездки по кольцу составляет 88 минут. Поезда  удобны не только обычным пассажирам, но и позволяют совершать комфортные поездки с детскими колясками и велосипедами. В вагонах имеются зарядки для гаджетов. В поездах установлены поручни и мультимедийная навигация, созданы специальные места для проезда маломобильных пассажиров и перевозки велосипедов. Чтобы во время поездки было комфортно в любое время года, они оснащены системами климат-контроля.

9. В 2020 году в поездах появились «зеленые» сиденья. Цвет чехлов зеленого цвета (остальные места – синего) – это яркий знак для пассажиров, что эти места предназначены для людей с ограниченными физическими возможностями.

10. При создании МЦК, его предостояло вписать в существующую транспортную систему мегаполиса, создать бесшовное пространство. Основным элементом бесшовной среды стала разработанная платежная система – единая с метро (пересадки между метро и МЦК бесплатные). 

11. МЦК стало первой в истории отечественных железнодорожных артерией, где появилась навигация в новом формате:
- напольная разметка, обозначающая места остановки первого и последнего вагонов, зон открытия дверей, а со временем появились стикеры «более свободный вагон»;
- лайтбоксы, которые заменили наклейки на столбах. Их легче заметить и они надежнее наклеек.

12. Железнодорожники постоянно развивают инфраструктуру, улучшают технологию организации перевозок, расширяют парк электропоездов. Например, ряд платформ радиальных направлений был перенесен ближе к станциям МЦК.  Пассажирские платформы и здания транспортно-пересадочных узлов оснащены современной автоматизированной информационной системой, в которую входят 128 динамических информационных табло, система громкоговорящего оповещения, 120 колонн экстренного вызова, 17 лифтов, 35 эскалаторов, 16 подъёмных платформ, кассовое оборудование. 

13. В следующем году на станциях ЗИЛ и Ботанический сад для удобства пассажиров в планах открыть дополнительные вестибюли, а в перспективе ближайших лет они появятся еще на 5 станциях, загрузка которых приблизилась к 90-100%:
- Деловой центр; 
- Ростокино; 
- Верхние Котлы; 
- Крымская;
- Хорошёво.

14. Московское центральное кольцо адаптировано для маломобильных пассажиров. На 25 транспортно-пересадочных узлах установлены лифты и эскалаторы, на 5 ТПУ – специальные подъемники. Дополнительно для создания тёплого контура и обеспечения комфортной температуры воздуха зимой на восьми ТПУ МЦК реализован проект установки тепловых завес над входными и выходными группами дверей. Общее количество установленных тепловых завес превысило 200 единиц. А 10 сентября в честь 5-летия МЦК открыт обновленный южный вестибюль станции Кутузовская, где ОАО «РЖД» завершило реконструкцию, отремонтировав лестничные сходы и установив эскалатор для удобства пассажиров.

15. На МЦК пассажиры могут оплатить проезд на турникетах банковской картой. Доступно огромное количество платежных систем и приложений. Кстати, например, кольцо стало первой в РФ транспортной системой с платежными сервисами MirPay и HuaweiPay.

16. За все время существования МЦК «Ласточки», курсирующие по нему, сэкономили уже свыше 200 млн кВт/ч электроэнергии за счет рекуперации.Этого объема хватило бы на то, чтобы в течение полутора лет обеспечивать электроснабжением город с населением 20 тыс. человек.
Рекуперация – это возврат в сеть части затраченной электроэнергии для повторного ее использования. В режиме торможения тяговыми двигателями электроподвижного состава они переводятся в генераторный режим, и кинетическая энергия движения поезда превращается в электрическую.
 Московское центральное кольцо – яркий пример экологичного и энергоэффективного проекта, реализованного в условиях города с многомиллионным населением и плотной застройкой.

17. На станциях МЦК все переходы через железнодорожные пути стали разноуровневыми – т.е. подземными или надземными. Магистраль расположена внутри города, поэтому такие переходы позволили на фоне интенсивного движения поездов: пассажирам безопасно выходить на платформы, а жителям районов – переходить из одной части города в другую.

18. Почти в 2 раза выросло количество пересадочных станций между МЦК и метро с момента запуска.
Всего на МЦК построена 31 станция, с которых можно пересесть на 12 линий метрополитена, а также на 9 радиальных пригородных железнодорожных направлений (в т. ч. на 4 станции МЦД-1 (станции МЦК Окружная и Тестовская) и МЦД-2 (станции МЦК Стрешнево и Новохохловская)) и наземный общественный транспорт. На перспективном МЦД-3 на МЦК можно будет перейти в Лихоборах и на Андроновке, а четвертый и пятый диаметры будут иметь по 3 пересадки: МЦД-4 – на Кутузовской, Тестовской и Нижегородской, а МЦД-5 – на Ростокино, Андроновке и Новохохловской. 
Станциями с наибольшим пассажиропотоком стали Площадь Гагарина (ею воспользовались более 55 млн пассажиров), Владыкино (свыше 36 млн), Ботанический Сад (свыше 36 млн), Ростокино (свыше 30 млн) и Нижегородская (свыше 27 млн). 

19. На ТПУ Верхние Котлы и Окружная, Шелепиха и Деловой центр (пересадка на станцию Тестовская МЦД-1) можно пересесть на поезда «Аэроэкспресс» до аэропортов Домодедово и Шереметьево соответственно – эти остановки стали первыми промежуточными. Ранее отправиться в аэропорты можно было только с железнодорожных вокзалов.

20. В настоящее время в рамках проекта МЦД-4 ведутся работы по интеграции МЦК с Киевским направлением железной дороги. Для этого на соединительной ветке между Белорусским и Киевским направлениями Московской железной дороги строится новая станция Камушки (Тестовская). Ее северный вестибюль будет интегрирован с остановочным пунктом Деловой центр МЦК по принципу «Сухие ноги», а южный вестибюль – со станцией Тестовская Белорусского направления.
На соединительной линии между появятся 3 новые станции:
- с Кутузовской МЦД-4 будет пересадка на одноименные станции МЦК и Филевской линии метро;
- с Тестовской D4 можно будет пересесть на станции «Деловой центр» и «Шелепиха» МЦК, Тестовская D1, «Выставочная» и «Международная» Филевской линии, а также на станции «Деловой центр» и «Шелепиха» БКЛ.
- с Поклонной будет пересадка на «Парк Победы» Калининско-Солнцевской и Арбатско-Покровской линий метро.

21. В 2020 году в «Ласточках» появились «Вагоны тишины», где в качестве рекомендации пассажирам предложено выключить звук мобильных устройств, не разговаривать и не слушать громко музыку в наушниках. Все пассажиры – живые люди, которые, в том числе, устают от шума и темпа мегаполиса, периодически хотят насладиться тишиной, отдохнуть в дороге или подготовиться к важному в своей жизни событию. Именно преследуя такие цели и возникла идея создать «Вагон тишины».

22. В конце мая первых пассажиров принял новый вокзальный комплекс Восточный терминала Черкизово, расположенный на Московском центральном кольце. Он интегрирован со станцией Локомотив теплым переходом с выходом к станции метро «Черкизовская» и к «РЖД-Арене». На Восточный вокзал переведено 28 пар поездов, из них 18 – транзитные. В мае 2021 года одновременно с открытием вокзала в работу был запущен новый северный вестибюль станции Локомотив. Существующий, южный вестибюль, соединен с новым вокзалом Восточный для поездов дальнего следования, а северный – расположился с противоположной стороны станции. Это позволило снизить нагрузку и распределить пассажиропотоки станции. Кроме того, теперь пассажиры МЦК выбирают один из двух выходов для пересадки на метро – какой удобнее.

23. За 5 лет существования МЦК железнодорожники усовершенствовали систему, регулирующую движение поездов, модернизировали систему электроснабжения. На станции Андроновка произведено переустройство путевого развития, необходимое для установки дополнительного обслуживающего оборудования, построена и запущена всесезонная мойка и новый парк отстоя и экипировки составов. На станции Белокаменная модернизированы приемоотправочные пути для стоянки поездов. Кроме того, на станциях установлено новое программное обеспечение, необходимое для работы в более интенсивном режиме движения.

24. МЦК стало гибкой транспортной системой, которая подстраивается под ритм мегаполиса. Это касается как развития кольца, так и точечных настроек во время важных событий в мегаполисе.
Например, во время крупных городских и всероссийских праздников продлевался режим работы МЦК или оно переходило на круглосуточный режим работы.
Важную роль кольцо сыграло во время Чемпионата мира по футболу – 2018. Оно перевезло 11 млн пассажиров, а главная футбольная станция – Лужники – приняла около 500 тыс. пассажиров.

Источник: Гудок