Совет ЕЭК обсуждает решение, которое позволит маневровым локомотивам, обслуживающим промпредприятия, избежать списания или ремонта ценой почти на уровне новой техники. В результате выведения из-под техрегламента Таможенного союза промышленность избежит существенных расходов. Вместе с тем для предприятий, чьи локомотивы все же выходят на общую сеть, требования сохранятся. Это, отмечают аналитики, уже привело к росту закупок маневровой техники в 2020-2021 годах.
На 14 сентября намечено заседание Совета ЕЭК, где должен рассматриваться вопрос о выведении из-под действия техрегламента Таможенного союза маневровых локомотивов, не выходящих на пути общего пользования. Техрегламент, вступивший в силу в 2014 году, требует либо списать старые локомотивы, либо привести их в соответствие с весьма строгими требованиями регламента.
«Решение позволит исключить необходимость дорогостоящей сертификации маневровых локомотивов, работающих на путях промышленных предприятий, с учетом их фактического ресурса, поскольку они используются во вспомогательных производственных процессах и не выезжают на пути общего пользования, – рассказывает заместитель директора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Виген Енокян. – Крупные промышленные предприятия, прежде всего металлургические и угольные, а также производители удобрений просили исключить из-под действия техрегламента эти локомотивы».
Промышленников поддержали чиновники. В 2017 году решение о выведении маневровых локомотивов промпредприятий из-под действия техрегламента в России было принято на правительственной комиссии под председательством тогдашнего вице-премьера Аркадия Дворковича, схожие вердикты выносили и органы власти других стран ЕАЭС.
Однако решение на уровне Таможенного союза обсуждается лишь сейчас. Если документ будет принят, он вступит в силу через полгода. ОАО «РЖД» получило возможность продлить свои старые магистральные локомотивы, но маневровые вынуждено заменять. Как пояснили в компании, только за последние пять лет она приобрела около 800 новых маневровых локомотивов, в 2020 году закуплено 154 машины, в этом году маневровый парк обновится еще на 188 единиц.
Исполнительный директор ассоциации «Промжелдортранс» Александр Маняхин говорит, что на путях промпредприятий эксплуатируется порядка 5 тыс. локомотивов, из них половина не выходит на пути общего пользования.
«Техрегламент обязывал нас провести сертификацию модернизируемого локомотива в соответствии с требованиями, предъявляемыми новой машине, – подчеркивает господин Маняхин. – Такая модернизация обходится в 90% стоимости нового локомотива, при этом срок службы модернизированной машины неизвестен: предположительно, он должен был бы составлять порядка 20 лет, то есть половину срока службы нового локомотива. Таким образом, при переводе в стоимость владения локомотивом на протяжении жизненного цикла это означает, что закупка нового гораздо выгоднее. Тем более что новые локомотивы обеспечивают экономию топлива».
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук уточняет, что против изъятий для промышленных локомотивов, работающих на путях необщего пользования, никто из стран – членов ЕАЭС не возражал – «просто решение затянулось на несколько лет».
Другое дело, отмечает эксперт, что для владельцев тех локомотивов, которые все же вынуждены выходить на пути общего пользования, никаких исключений нет. Поэтому компании активно закупают маневровую технику, в 2020-2021 годах наблюдался рост спроса на такие локомотивы. «Локомотивостроительные заводы вышли с предложениями моделей, адаптированных под нужды промпредприятий – это двухдизельные локомотивы не такой большой мощности, как необходимо ОАО «РЖД», – добавляет эксперт, отмечая, что в силу требований техрегламента они оказались «не такими дешевыми, как ожидали промышленники».
Источник: Коммерсантъ