data-caption= data-caption= data-caption=
Цифровая трансформация вагоноремонта

Вагоны

Цифровые технологии в сфере вагоноремонта достигли того критического уровня, при котором некоторые участники рынка уже начинают предлагать сервис по онлайн-ремонту подвижного состава. Системы геолокации, промышленного телевидения и онлайн-коммуникаторов позволяют контролировать процесс ремонта и приобретения запасных частей из любой точки страны.

Цифровая трансформация вагоноремонта

Появлением новых цифровых сервисов и возможностей для собственников вагонов сегодня никого не удивить. Новые разработки и апгрейды привычных систем буквально ежедневно предлагаются на рынке. По мнению экспертов и представителей вагоноремонтного бизнеса, будущее есть у тех разработчиков, кто предоставит наиболее универсальные предложения, встраиваемые в архитектуру работающих программ в любой конфигурации и удовлетворяющие требованиям государственных регуляторов.

Председатель А ОЖдПС Андрей Соболев рассказал, что ассоциация разработала информационный сервис оценки деталей грузовых вагонов (КИР) – как новых, так и бывших в употреблении. Эта ситуация востребована в целом ряде случаев и необходима во время судебно-арбитражных разбирательств, аудита копании или продажи парка.

Сервис расположен по уникальному адресу в сети интернет и осуществляет оценку по типу детали как на сегодняшнюю дату, так и ретроспективно за 5 лет. Результат заданных параметров выводится в окне браузера, где содержится информация о стоимости литья с градацией на год изготовления и взятым отдельно регионом для Дальнего Востока или железных дорог Якутии.

По словам А. Соболева, сотрудники сервиса анализируют цены на детали вагонов по всей территории России, а также за рубежом, поскольку цены на одну и ту же деталь могут существенно отличаться. Пока что сервис КИР ориентируется только на цены крупных производителей. Планируется, что в будущем он будет ориентирован на всех игроков рынка.
Близкий к НП «ОПЖТ» Инспекторский центр приемки вагонов и комплектующих с начала 2020 года начал активное использование собственного сервиса «Электронный инспектор», который разрабатывался совместно с ОАО «РЖД».

В настоящее время в базе данных АС «Электронный инспектор» находятся данные на 20 тыс. боковых рам и 10 тыс. надрессорных рамок, произведенных в РФ, рассказал заместитель генерального директора инспекторского центра Александр Шмыков. К августу 2020 года пользователями программы являются пять производителей крупного вагонного литья из РФ. В стадии подключения находятся еще четыре производителя. К тестовой эксплуатации приступили три предприятия, выпускающие черновые оси.

До конца года процесс инспекторского контроля в рамках «Электронного инспектора» будет распространен на три предприятия, производящие колесные пары и цельнокатаные колеса, в том числе АО «Проммашкомплект» из Казахстана, и семь предприятий, производящих оси. Всего к системе до конца года будут подключены 12 предприятий-производителей.
В 2021 году АС «Электронный инспектор» планируется распространить на продукцию, подлежащую инспекторскому контролю по ГОСТ 32894, сообщил А. Шмыков.

«В итоге будет сформирована единая база критически значимых запчастей для подвижного состава, – прокомментировал он цель создания системы. – Она позволяет получить все существенные данные по продукции. По разрабатываемой системе поиска собственники деталей, вагонов, депо, торговых домов смогут получить электронный паспорт изделия на портале в сети интернет».

Кроме этого, предполагается интеграция «Электронного инспектора» в системы ИВЦ ОАО «РЖД» для прохождения инспекторского контроля в системе РЖД. Одной из функций системы будет отслеживание контрафактных деталей.

Одним из наиболее крупных цифровых проектов, подготовленных участниками рынка вагоноремонта, можно назвать проект «Вагонмастер», разработанный компанией «Гарант Рейл Сервис», которая проводит 50 тыс. ремонтов грузовых вагонов в год в государства ЕАЭС и Балтии.

По словам руководителя коммерческого управления ООО «Гарант Рейл Сервис» Александра Галицкого, идея сервиса появилась после того, как вместе с продажей ВРК-3 и ВРК-2 усугубилась разрозненность рынка. Если раньше это было выгодно для вагоноремонтных депо, то сегодня, в условиях падения цен на ремонт, ситуация, скорее, выгодна собственникам вагонов. «Вагонмастер» должен предложить собственнику вагона единый ремонтный сервис без учета принадлежности того или иного депо, наиболее выгодный с точки зрения существующего ценообразования.

Пользователю программы предлагается расчет стоимости ремонта со всеми переменными и возможность подписания договора с помощью мобильного устройства и электронной цифровой подписи. Собственник видит все доступные вагоноремонтные депо в заданном радиусе или по маршруту следования, а также калькулятор цены. В процессе ремонта он осуществляет онлайн-контроль за ходом ремонта, передвижением вагона и движенческой ситуацией на станции. Кроме того, реализован функционал продажи б/у частей или всего вагона прямо в процессе ремонта.
Для вывода из эксплуатации дорогих деталей, таких как вагонное литье, осуществляется прогнозирование по их возрасту согласно требованиям нормативных документов. Детали указываются условно забракованными, в процессе ремонта выбраковка может быть подтверждена или нет. Все происходит в одном программном продукте, без переходов на различные сайты или почтовые клиенты.

По словам А. Галицкого, развитие сервиса идет по пути его интеграции с онлайн-магазином, вследствие чего можно будет не только оценивать детали, но и проводить торги в рамках одной программы «Вагонмастер».

Еще одной особенностью программы является то, что организатор ремонта берет на себя ответственность за качество запчастей и произведенных работ. В случае возникновения неисправности «Гарант Рейл Сервис» самостоятельно проводит претензионную работу с депо.

Заявленные параметры системы вызвали интерес у заместителя руководителя Росжелдора Сергея Гончарова, который отметил, что ее недостатком сегодня является невозможность участия в расследованиях аварийных случаев в качестве полноправного участника, так как процедура подразумевает привлекать в этом случае именно производителя работ. Если «Вагонмастер» или другая подобная система сможет стать полноценным участником процесса расследования транспортных происшествий, которые проводит Ространснадзор, это серьезно повысит ее ценность для всех участников перевозочного процесса.

РЖД-Партнер