data-caption= data-caption= data-caption=
Ускоренные контейнерные поезда могут рассчитывать на 10–15% от существующего объема транзита товаров из Китая в Европу

Перевозки

Ускоренные контейнерные поезда (УКП) в первую очередь выгодны железной дороге, так как значительно экономят ресурсы на сортировку и другие промежуточные движенческие затраты по сравнению с одиночными отправками. Важно, что такой способ отправки выгоден и грузовладельцам, так как приносит не только выгоды в тарифе, но и существенную экономию по транзитному времени. Поэтому контейнерные отправки ускоренными поездами в последнее время стали скорее правилом, чем исключением.

В последнее время УКП широко используются и для внутренних отправок. В основном это поезда со станций Мосузла, но есть и исключения. Так, недавно компания FESCO запустила внутренний поезд из Екатеринбурга в Хабаровск.

Ускоренный контейнерный поезд имеет два безусловных преимущества перед одиночными отправками – это стоимость и срок доставки. Я бы хотел отметить, что сервис по обработке контейнерных поездов в целом неплохо отлажен, но имеет и свой потенциал по обоим параметрам. Транзитный срок зависит от скорости перегруза контейнеров на погранпереходах и в портах, а также от скорости их таможенного оформления. Текущий тренд на цифровизацию и слияние грузовых и таможенных баз имеет высокий потенциал снижения задержки во взаимоотношениях с таможней.

Любое коммерческое мероприятие основано на экономике. Даже при условии искусственного привлечения товаропотоков, как это делают сейчас некоторые китайские провинции, клиенты будут держаться только до того момента, пока это им будет выгодно.

Как известно, эффективность легко может измеряться соотношением сроков доставки и стоимости использования денежных средств на перевозимые товары. Исходя из текущего соотношения товаропотоков можно предположить, что УКП могут рассчитывать на 10–15% от существующего объема транзита товаров из Китая в европейском направлении. Этот объем является потенциалом для запуска новых контейнерных поездов и в общей сложности составляет около 11–16 млн т грузов ежегодно.

Основным условием запуска УКП является достаточный объем товаров, позволяющий на регулярной основе отправлять от 57 условных вагонов, что соответствует 41х40’ контейнеру. Периодически часть китайских контейнерных поездов испытывают трудности с накоплением требуемого объема, что обнуляет эффект экономии ресурсов на транзитном сроке. Так, если УКП имеет транзитное время доставки 15 суток, а из-за слабого накопления поездного объема отправляется с задержкой, например, в 1 неделю, то этот факт полностью убивает экономику.

Зная, что сейчас некоторые китайские провинции уже отменяют государственную дотацию на перевозки, нетрудно сделать вывод, что такие УКП могут не выдержать конкуренции с морскими перевозками.

Для повышения конкурентоспособности с deep sea основные тенденции направлены на снижение себестоимости и уменьшение сроков доставки. Так, например, ОТЛК с 2017 года практикует транзитные контейнерные поезда из Китая в Европу удлиненными составами длиной 80 условных вагонов. РЖД регулярно ведет работу и по увеличению средней скорости доставки за счет модернизации Восточного полигона. На текущий период рекордная суточная скорость УКП уже достигала показателей 1100–1155 км/сут.

Недавнее решение правительства, которое постановлением от 21.08.2020 г. № 1265 предоставляет субсидии РЖД по возмещению недополученных доходов за льготные тарифы по транзитным перевозкам, также даст дополнительные стимулы контейнерным поездам через дальневосточные порты.

РЖД-Партнер