data-caption= data-caption= data-caption=
Для развития рынка контейнерных железнодорожных перевозок необходимо уменьшение транзитного времени и снижение ставок

Перевозки

В 2020 году заметен постоянный высокий рост контейнерных перевозок. Более того, на рынке зафиксирован рекорд: по данным China State Railway Group, только за июль 2020-го из Китая в ЕС было отправлено 1232 контейнерных поезда, что на 68% больше, чем в июле прошлого года. ОАО «РЖД», в свою очередь, сообщило, что за I полугодие 2020-го в транзитном сообщении было перевезено около 332 тыс. TEU, это уже на 24% больше, чем за тот же период прошлого года.

 

Отчасти это связано с усложнившейся ситуацией на рынке воздушных и морских перевозок, отчасти – со значительно увеличившимся количеством поставок китайских медицинских средств. Основные терминалы и погранпереходы не справляются с количеством возникшей работы, в связи с чем возникают регулярные задержки в поставках, однако это не сказывается на объеме перевозок – наоборот, количество растет.

Некоторые направления отражают суть ситуации наилучшим образом. По информации одного из наших партнеров, места на железнодорожные отправки по маршруту Ухань – Лондон на сентябрь уже полностью выкуплены. Учитывая транзитное время и далеко не дешевые ставки на этом направлении, это особенно хорошо показывает то, насколько сервис востребован на данный момент.

Как долго будет продолжаться рост, сказать сложно, однако уже сейчас заметно, что погранпереход Брест – Тирасполь (главный погранпереход для контейнерных перевозок на линии Китай – ЕС) не в состоянии справиться с растущим объемом. Разумеется, планы по развитию публикуются регулярно, однако в одночасье решить эту проблему невозможно.

Все чаще на рынке появляется информация о том, что китайские железнодорожные операторы рассматривают альтернативные варианты отправок, например, через погранпереход Кузница – Брузги (прим. погранпереход между Польшей и РБ), погранпереход Изов – Хрубешув (по которому поезд может доехать по колее 1520 до терминала в Славкове, где поезд и сделает свою остановку), погранпереход Чоп – Захонь (погранпереход между Украиной и Венгрией) или варианты перевозок через Вильнюс. Разумеется, на данный момент Брест – Тирасполь был и остается главным пограничным переходом, однако видна обеспокоенность руководства PKP Cargo (Польские железные дороги) сложившейся ситуацией. Они пытаются найти выход и не дать Польше потерять позицию главной и де-факто единственной транзитной страны для поездов в направлении Китай – Европа. Безусловно, позицию она не потеряет, но какая-то часть отправок может перейти на отправки через третьи страны.

Стоит также отметить, что Калининград стал прекрасной альтернативой при поставках из Китая в Европу. Расположение Калининграда позволяет ему быть как конечной станцией назначения, так и отличным решением при транзите в дальнейшие регионы (например, в город Нойсс, Германия).

Для того чтобы контейнерные железнодорожные перевозки развивались и дальше, на рынке должно произойти два основных изменения: уменьшение транзитного времени и снижение ставок. Благодаря подписанию премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным постановления об утверждении правил субсидирования железнодорожных транзитных грузов в контейнерах стоит ожидать увеличения контейнерных перевозок.

Одним из факторов, оказавших влияние на значительное увеличение экспорта из ЕС в Китай, стала отмена правительством РФ запрета на транзит санкционных товаров. Это позволило многим европейским производителям расширить рынок сбыта и помогло увеличить количество перевозок на обратном направлении.

Конечно, основным каналом поставок была и остается линия Китай – ЕС, однако и на внутреннем рынке РФ видно увеличение количества перевозок. За I полугодие 2020 года ТЛЦ «Евросиб-Терминал-Новосибирск» обработал 49,6 тыс. ТEU, что на 26% выше I полугодия прошлого года

РЖД-Партнер.